Иногда кажется, что фраза «крымский сервис» стала уже именем нарицательным и является своего рода синонимом низкого качества. Так ли это?
Разместиться с комфортом
Все течет и меняется (с) и в Крыму в том числе. Например, в 2017 году я могла услышать здесь фразы такого рода из уст тех, кто сдает квартиры:
- Приехали пять человек и на каждого им полотенце подавай! Куда столько? Дома, небось, одним вытираются!
- Я им белье нагладила, полы намыла, а они меня спрашивают, почему нет вешалок в шкафу? Будто неделю не обойдутся!
- Кондиционер им подавай! Раньше без них как-то жили и ничего! Счета потом километровые после их отдыхов приходят!
- А я пульт от кондиционера спрятала, чтобы не включали лишний раз!
Сейчас такое практически не услышишь. А если кто-то и заведет разговор, то остальные вряд ли поддержат. Времена меняются и приходит понимание того, что туристам с материка нужен комфортный отдых, а не просто пять кроватей в ряд, к которым надо пробираться бочком «да какая разница! Все равно целый день на море будете, а сюда только поспать!»
И ремонт стараются в сдаваемом жилье делать хороший, и чистоту поддерживать, и полотенца на всех дают если и не сразу, то по запросу — пожалуйста. Вежливые, внимательные. Если не все, то очень многие.
Спрос на аренду жилья в сезон высокий, хоть и не такой как раньше. Еще несколько лет назад можно было услышать — нет, на двое суток сдавать не буду, даже показывать не поеду. Сейчас хватаются за всех. Отвечают быстро. От телефонного общения перешли к мессенджерам — очень удобно. Фото и видео сдаваемой квартиры тоже по запросу вышлют, чтобы было полное понимание того, что гостя ждет. Сервис!
А в ресторане... А в ресторане?
Что касается ресторанов, то самое лучшее обслуживание в тех, которые работают круглый год. Как правило, там постоянный персонал, который ответственно подходит к работе, опыта набрался и, как минимум, знает все про свое заведение. С сезонными кафе может быть по-разному. Зачастую здесь работают те, кто приезжает на лето и хочет совместить труд с отдыхом. И иногда труд получается постольку-поскольку и прям чувствуется, что человеку на пляже хочется полежать, а вы тут со своими заказами, вопросами... отвлекаете, короче. Нет заинтересованности в том, чтобы остаться надолго — ведь в конце сентября это место все равно закроется! Клиенты остались недовольны? Да и бог с ним, новые придут, ведь летом большой поток! Да, такое, к сожалению еще можно встретить, но уже значительно реже. В подобном месте и по меню толком не проконсультируют, и вкусовые качества блюда могут быть не очень, да и ждать заказ можно долго. Короче, как повезет. В крупных курортных городах типа Севастополя или Ялты стараются держать марку даже в таких местах. Сложнее дело обстоит в маленьких городках или поселках. Потому, если гарантировано хочется поесть вкусно и получить приятный и вежливый сервис, то следует выбирать места, которые работают круглый год. Хоть какая-то гарантия.
Поехали извозчик!
Такси в сезон крайне востребованная услуга, а потому их становится больше. Многие водители приезжают работать в крымские города на лето и, надо ли говорить, что крайне плохо ориентируются на местности. Навигатор? В Крыму это не вариант. В Ялте, например, он всегда работал не очень хорошо и ездить по нему по узким и хитрым ялтинским улочкам было занятие неблагодарное. Мог вывести совершенно в другое место! Сейчас навигаторы глушат во многих городах и даже на подъезде к мосту со стороны материка, потому местность лучше знать. Кажется, пора возвращаться к старым-добрым картам и «извините пожалуйста, вы не подскажите как проехать?»
Конечно не может не удивлять водитель такси, которому платят за услугу (а в сезон цены на перевозки возрастают!), а он привозит в другое место. Или «тут где-то рядом, дойдете сами». А бывает еще лучше — «вы же покажите как ехать, да?» Как вариант, можно долго плутать и спрашивать дорогу у пешеходов или других водителей, то и дело нарываясь в сезон на таких же приезжих, которые рады бы подсказать, да не знают. Потому я, при вызове такси, всегда ставлю пометку «местный водитель». Некоторых это забавляет, почему, мол, такая дискриминация? Да чтобы точно доехать до нужного адреса вовремя, только и всего.
Переводом, пожалуйста!
Однажды в статье я написала о том, что в Крыму не везде берут карты и получила несколько комментариев в духе — «да это все неправда! Везде, везде сейчас можно расплатиться картой в Крыму, даже на рынке!» Видимо это писали те, кто ходят в большие супермаркеты и в общем все. Даже в Ялте, а это условно большой город здесь, я часто сталкиваюсь с тем, что просят наличку или оплатить переводом. Да, в крупных магазинах, ресторанах, кафе можно расплатиться картой, но есть примерно 30 процентов мест, где нельзя. Об этом стоить помнить! Впрочем, перевод тоже дело несложное. Просто может удивить того, кто не сталкивался. А вообще лучше иметь наличку, потому что может плохо работать интернет и соответственно терминал. В том же ялтинском зоопарке принимают лишь купюры. Хотя казалось бы! Не очень в этом разбираюсь, но видимо так удобнее с точки зрения ведения бизнеса.
Привет медленный интернет!
И про это я писала, а мне отвечали, что интернет тут прекрасный! Ну, это смотря с чем сравнивать! Если с полным отсутствием интернета, то да. Но если с Москвой, например, то плохой. Там он ловит даже в метро и любом подвале. Тут, особенно на южном берегу, где горная местность, можно зайти в какое-нибудь здание, не обязательно в цокольный этаж, и мобильный интернет начисто пропадет. Поэтому если во врем путешествия по Крыму планируется какая-то удаленная работа или созвоны, где он нужен хороший, лучше на мобильный точно не рассчитывать.
На мой взгляд, в Крыму можно очень здорово и комфортно отдохнуть, если знать некоторые нюансы и не обращать внимания на какие-то спорные или негативные моменты. В конце концов, везде есть свои плюсы и минусы. И плюсов тут явно больше!