Вопрос об ужесточении миграционной политики назрел давно - по оценкам экспертов более 20 лет наша страна борется с нелегальной миграцией. Но особенно сильно всколыхнуло общество недавняя трагедия в «Крокусе». На волне общественного негодования правоохранители стали проводить регулярные рейды по местам массового скопления иностранных граждан, депутаты предлагают новые инициативы, перекрывающие лазейки мигрантам, которые позволяют упрощенно получать гражданство РФ.
Предложения поступают практически в ежедневном режиме. Среди главного — создание некого уполномоченного федерального органа по миграции и межнациональным отношениям и даже с силовыми функциями. Также предполагается подключить цифровые технологии и искусственный интеллект. Явно, это будет нечто глобальное — берегись, нелегал, пишет издание Коммерсантъ.
Тем временем мигранты стали ощущать давление в российском обществе. Гастарбайтеры жалуются на «косые» взгляды и оскорбления. Но недовольство у приезжих было и раньше: среди минусов еда, отношение, очереди на регистрацию и суровый климат.
Суровый климат
Таджичка Зубейда приехала в Красноярск к отцу, который давно живет в сибирском городе и уже «пустил корни». Сама Зубейда тоже с серьезными намерениями переехала в Россию. У нее есть дочь и вскоре родится сын. Зубейда медик по образованию, а в Красноярске продолжила обучение на акушера-гинеколога.
Зубейда жалуется, что за годы жизни в России так и не смогла привыкнуть к климату: длительная зима со снегом и морозы до -45 градусов ей не особо нравятся. Зубейда посетовала, что в первый же год заболела отитом и гайморитом.
«Что касается незнакомых людей на улице, в общественном транспорте, то каждый сам за себя. Один раз летом на жаре мне стало плохо, тошнило, рвало и воздуха не хватало, у меня вода закончилась, но все проходили мимо. И только через минут 15 одна женщина спросила, все ли в порядке? У нас на родине такого не было бы. На девятом месяце беременности ехала как-то в автобусе, никто место не уступил», - рассказывает женщина.
Да и вообще, по мнению Зубейды, отношение к женщинам из Средней Азии у россиян негативное из-за мнения, что они едут ради пособий на детей и пенсий. Зубейда рассказывает, что сейчас мигранты из разных республик платят патент. В Новосибирске его цена 6386 рублей, в Красноярске - 7500 рублей.
Зубейда объясняет, что приезжие из Средней Азии, получившие гражданство РФ, такие как она, работают и платят налоги. Многие люди это понимают и относятся нормально, но некоторых это сильно бесит.
Мало платят
Проблемы, с которыми сталкиваются мигранты в России, меняются. Сейчас на первый план выходит то, что им мало платят. Об этом сотрудник Smart Migrant, помогающей мигрантам в Москве и области рассказал изданию «Московский Комсомолец».
«Исторически всегда было так, что иностранцев набирали вместо россиян, потому что им можно меньше платить. Но времена меняются, доллар теперь для мигрантов по нынешнему курсу не выгоден, а они деньги домой направляют в долларах. Если раньше большие компании могли найти работников за 50 000-60 000 руб., то сейчас на стройках, на производствах иностранцев не хватает. Это большая проблема. Работодатель не готов платить больше», - добавил эксперт.
Также мигранты стали бояться что их будут забирать в зону боевых действий: они верят слухам, что из миграционного центра их будут направлять на СВО.
Многих беспокоит ужесточение отношения со стороны правоохранительных органов. Кроме того, по прежнему актуальными остаются проблемы с регистрацией. У иностранца есть всего 15 суток после въезда в Россию, чтобы встать на миграционный учет. Если этот вопрос не решен сразу и мигранта не селят в вагончиках или бытовках где-нибудь на производстве, куда он приехал работать, такой иностранец без жилья рискует попасть в нелегалы и жить без регистрации или купить ее у мошенников. Нарушение миграционного законодательства чревато выдворением и даже закрытием въезда в Россию.
Многие мигранты действительно стали уезжать из России, пишет «Коммерсантъ». Это, в частности, подтверждает Министерство труда, миграции и занятости Таджикистана. Жалуются, что страшат их ужесточения. Поэтому проще переждать. Возможно, какой-то процент вскоре вернется в надежде на то, что рано или поздно буря активности стихнет.