- Привет, киноманы!
В новую подборку попали картины разных жанров: ностальгическая комедия, фолк-хоррор, драматический триллер из программы Берлинале, драма об ошибках прошлого, комедийная драма в духе Феллини, мелодрама об инфантильном подростке и спортивная драма о противостоянии титанов автоспорта. Выбирайте, что посмотреть.
1.«Пантафа: пожирательница душ» (2022), Италия
Ужасы
Режиссёр: Эмануэле Скаринги
- Моя оценка на КП 5/10
- Рейтинг КП 4.9/IMDb 4.8
Вторая художественная полнометражная работа режиссера - мрачный, депрессивный и безнадежный фолк-хоррор, в котором переплетаются история деревушки, наполненная разными суевериями, легендами и странными жителями, верящими в демонов; личная история женщины, которая вынуждена бросить все и ради здоровья дочери уехать в глубинку; взаимоотношения матери с ребенком, которые напоминают зрителям о понимании, доверии, внимании со стороны взрослого.
Возможно, мы не увидим сюжетных или сценарных открытий для жанра, все приемы (переезд в новое место, запущенный, приходящий в упадок большой дом, подозрительные соседи, пугающие сказками, страшное существо, вылезающее из-под кровати и темных углов, ухудшение здоровья обитателей дома и неверие близких до последнего в потусторонние силы) известны и предсказуемы. Фильм берет завораживающими природными локациями, темной и нагнетающей атмосферой, честной со зрителем игрой актеров (без халтуры, переигрывания, излишних эмоций) и тем самым фольклором, благодаря которому хочется досмотреть до конца и разузнать, в чем сила Пантафы и как с ней бороться.
2.«Мое итальянское лето» (2022), Италия
Комедия
Режиссёр: Лоренцу д’Амику де Карвалью
- Моя оценка на КП 5/10
- Рейтинг КП 5.6/IMDb 4.5
Начавшаяся с заявкой на молодежный протест против действующего политического порядка Италии в 94 году комедия неожиданно, но не напрасно, берет курс на правильные и понятные зрителям всех стран радости. Подростка, завалившего экзамен по греческому и решившему, что маленький бунт может породить большие изменения, родители увозят в кемпинг на море. Природа оказывается сильнее коммунистических лозунгов и убеждений. Девчонка уходит с головой в романтику летних каникул: посиделки у костра, новые знакомства, первая влюбленность, футбольные матчи и фанатская поддержка, паста из котелка. Хотя стремления юной революционерки тонкой нитью проходят через весь сюжет, страсть итальянских отношений, эмоциональность, жара и летние ночи отлично уравновешивают заданный в начале контекст и не дадут заскучать зрителям, которые разве что вспомнят фамилию Берлускони при разговоре о политике и власти Италии.
Легкое, солнечное кино для ценителей итальянской музыки и кухни, любителей темперамента итальянцев, отдыха на море, в котором затронуты не только подростковые темы, но и проблемы родителей, которые задумываются о том, как им жить дальше после того, как их дети выросли.
3.«Последняя ночь Аморе» (2023), Италия
Драма, триллер
Режиссёр: Андреа Ди Стефано
- Моя оценка на КП 6/10
- Рейтинг КП 6.3/IMDb 7.2
Фильмы с участием Пьерфранческо Фавино - для настоящих марафонцев, меньше 2 часов не бывает («Ностальгия», «Предатель», «Наш отец»). Нетерпеливый зритель еще на старте откажется от просмотра, испугавшись хронометража. Снисходительный даст шанс, чтобы узнать, что скрывает длинная история. И ожидание окупится в финале. Триллер долго запрягает: вводит в курс дела, рассказывает предысторию основных событий, дает характеристику главным персонажам. И до середины повествования медленно и подробно будто отговаривает не только главного героя соглашаться на аферу в конце полицейской карьеры, но и нас ждать, когда события разгонятся до скорости мчащихся автомобилей на шоссе. А со второй половины крепкая драма и долгожданный триллер переплетаются и до финиша идут рука об руку. Точно нужно разобраться, кто подставил добросовестного полицейского аккурат перед выходом на пенсию; кто из этой заварушки выйдет крайним, а кто сухим из воды. Самое главное: можно ли перечеркнуть честную 35-летнюю службу без единого выстрела одной поездкой с нечистыми на руку попутчиками. Или шанс оправдаться и довести последнюю смену до конца и обелить репутацию перед семьей, коллегами и самим самой не представится?
4.«Великая магия» (2023), Италия
Комедийная драма
Режиссёр: Нанни Моретти
- Моя оценка на КП 6/10
- Рейтинг КП 6.1/IMDb 6.8
Фильм внутри фильма с оглядкой на шедевры не только итальянского кинематографа, но и картины современников, которые показывают изнанку съемочного процесса и муки творчества, возникающие на площадке проблемы и вечное перетягивание каната от режиссера к продюсерам, от главной героини к другим персонажам или даже наоборот. Но все перипетии ложатся грузом на плечи режиссера, которому нужно лавировать среди хаоса, размолвок, недопонимания, нестыковок, личных амбиций и прийти к конечной точке - созданию задуманного шедевра. Как не потерять себя и сохранить великую магию кино задумывались еще Федерико Феллини, Вуди Аллен, Ким Джи-ун и другие мэтры, распутывая клубок человеческих связей и эмоций, выбираясь из липкой паутины сомнений и соблазнов. Выдумывая метафорические финалы и создавая собственный отчет картинам, классики подняли планку волшебства кинематографа до небес. Поэтому современным режиссерам остается лишь отдавать дань уважения и салютовать фигурам, но вкладывать щепотку личного взгляда на происходящее на площадке.
Моретти удается передать на экране магию вечного города Рима, прогуливаясь по улочкам которого в реальности или в кино, пребываешь в полной эйфории от красоты и великолепия, архитектуры и ауры. Затрагивает тонко и одновременно глубоко межличностные отношения. Как будучи в браке несколько десятков лет не заметить, что жена к тебе остыла и собралась уходить? Не забывает отдать дань уважения Скорсезе и присущей ему манере снимать сцены убийства. Пересматривает или переосмысляет коммунистическую страницу в истории Италии. И с присущими итальянцам громкими интонациями, жестикуляцией и возмущением выговаривает окружающим по каждой не устраивающей его детали.
Главный минус фильма - он не встает в один ряд с теми, до кого так хочет дотянуться Нанни Моретти. А может, совсем и не собирается вставать с ними в один ряд, а просто творит магию и кружится в танце, получая от этого дикое удовольствие.
5.«Творец слез» (2024), Италия
Драма, фэнтези
Режиссёр: Алесссандро Дженовези
- Моя оценка на 6.5/10
- Рейтинг КП 6.7/IMDb 5.5
Из истории могла выйти крепкая драма с потрясающим живописным пейзажем в завязке сюжета, великолепной архитектурой в первой части фильма, головокружительным музыкальным сопровождением, вышибающим слезу на финальных титрах, и красивыми эротическими сценами с нежными прикосновениями, робкими поцелуями, страстным желанием. Если бы ни одно но! Фэнтези линия, вплетенная в сюжет. Постоянные упоминания волка из сказки и рассуждения о том, кто из подростков является творцом слез друг для друга, скрадывает драматизм и отсылает к влажным подростковым вожделениям в духе «Сумерек», когда юные умы девочек и мальчиков будоражились от одной фразы «Лев влюбился в глупую овечку…». Не дождемся мы и бурных сцен в духе молодежной «Элиты». Что жизнь детей в пансионате, что потом подростков в школе при ближайшем рассмотрении оказывается не тем, чем кажется. Тайна «склепа» и выросших вместе мальчика и девочки раскрывается постепенно и в финале выносится на суд общественности. Травмы становятся болезненными воспоминаниями и плотно покрыты тенью подвала, в котором запирали детей, но всю жестокость наказаний мы узнаем только из рассказов, поэтому придется додумать и поверить на слово. Излечение ребят произойдет от любви: приемной семьи и ту, которую они долго хранили в своих сердцах.
6.«Фантом из прошлого» (2022), Италия
Триллер
Режиссёр: Джанлука Манджашутти
- Моя оценка и рейтинг КП 7/10
- Рейтинг IMDb 6.2
От заявленного триллера здесь только сама авария в завязке сюжета, в которой погибает отец главной героини. И то: мы не видим происходящего, а только слышим и весь фильм мучаемся догадками, что же произошло. Фильм - больше хорошая драма двух людей. Дочери, которая следующие 10 лет пытается вспомнить лицо водителя, скрывшегося с места преступления и срывается на мать и окружающих. И виновника аварии, который несет бремя гибели человека, что тоже откладывает отпечаток на характер и темперамент героя.
Жизнь сводит их в самом неожиданном месте. Их встреча судьбоносна и должна излечить израненные души, изменить отношение к миру и людям вокруг и открыть глаза на будущее, которое так и могло остаться депрессивным и мрачным.
Героиня успокаивает нрав и гонор профессиональным плаванием. Он вымещает ошибку прошлого на подчиненных и живет в несчастливом браке. Их притяжение воспринимается окружающими странно и подозрительно, но никто и ничто не остановит интерес друг другом. Можно рассуждать, что это - игра в кошки-мышки обидчика и жертвы, но с наступлением срока давности даже самая сильная обида и отчаяние могут перерасти в другое сильное чувство. Иногда нужно отпустить прошлое, чтобы почувствовать настоящее и обрести будущее.
7.«Большая гонка. Ауди против Лянчи» (2024), Италия
Спортивная драма
Режиссер: Стефано Мордини
- Моя оценка на КП 7/10
- Рейтинг КП 6.8/IMDb 5.8
«Никто не купит машину, в которой проигрывают и в которой погибают»
Качественно сделанная драма, в которой на главный план выходят профессионализм людей, здоровые амбиции, философия концернов, которую формировали преданные своему делу люди, желание побеждать и изменить индустрию - внести большой вклад маленьких людей, которые, на самом деле вписывают себя в историю. Да, фильм снят по мотивам и не стоит искать здесь точных биографических фактов, соответствия историческим событиям и последовательности изложения материала. Создатели не скрывают, что опирались на важные вехи, добавляли нужных для повествования героев, меняли формулировки диалогов и добавляли нюансы, которые улучшают происходящее. При этом, сохраняя важное для развития ралли и вынося за скобки драмы, которая все-таки берет верх. Ведь фильм, в первую очередь о людях, которые вписали себя в историю, а не о технике. О людях, которые думали, чувствовали, мечтали, боролись, ошибались, проигрывали, побеждали, пытались снова, жертвовали чем-то ради цели, развивались, снова пробовали и не сдавались.
Драма идеально сочетает в себе крупные планы, ретро кадры съемок ралли, живописные природные ландшафты и городские пейзажи, рассуждения с ноткой философии, что такое ралли (не в материально-физическом плане, а на уровне идеологии и как концепция). В диалогах можно услышать много интересных фраз со смысловой нагрузкой, а не просто треп на тему, у кого здесь нервы стальные и характер железнее. Сдержанные и рассудительные фразы уравновешивают итальянский драматизм: рассуждения и сравнения ралли с битвой, проведение параллели между жизнью и смертью и другие мысли, приводящие к победе разума над эмоциями, сочетаются с гонками и не дают зрителю утонуть в человеческих чувствах. Рев мотора, скорость, опасные повороты, аварии, ошибки на трассах и другие технические детали здесь тоже есть. Фильм выдерживает идеальную формулу качественного кино, которое стоит рекомендовать к просмотру.
8.«Аманда» (2022), Италия
Мелодрама, комедия
Режиссер: Каролина Кавалли
- Моя оценка на КП 8/10
- Рейтинг КП 6.3/IMDb 6.6
Гипнотизирующее и магнетическое кино с первых до последних минут приковывает к экрану. Дело не в динамике повествования или закрученного сюжета, наполненного непредсказуемыми твистами. Дело в эстетике - раз. Музыкальном сопровождении - два. Визуальном ряде, который включает операторскую работу, постановку света, работу художника-постановщика, декоратора и костюмера, - три. Актерской работе - четыре. Бенедетта Поркароли молода и прекрасна!
Ее героиня чуточку инфантильна и избалована благами родительского дома, странна, причудлива и необычна, резка на словцо и непредсказуема на поступки. Вроде бы не выкидывает что-то из ряда вон выходящее, но каждый раз реакция причудлива, но объяснима какими-то внутренними ее личными мотивами, выходящими за рамки поведения обычного человека, который будет искать логику и пытаться следовать ожиданиям других. Она не пытается найти общий язык со взрослыми, читающими нотации и высказывающими претензии, но ей важно снова подружиться с лучшей подругой детства. Она не ищет себе места в людской толпе, но ей однозначно кто-то нужен рядом. Она отталкивает любое проявление нежных чувств, но девочка определенно в них нуждается. Интроверт по характеру, который стремится быть замеченным.
Общее впечатление от фильма - это сплошной эстетический оргазм. Роскошные интерьеры, живописные локации, геометрия в кадре, симметричная постановка взгляда на героев, предметы и антураж вокруг, идеальное сочетание цветов и любопытные подходы к постановке света и тени, приглушенные тона и изумительные детали, съемка сверху, параллельно с героями и чуть снизу, подглядывание за героями и присутствие слишком близко добавляет таинственности сюжету. Зрителя будто подпускают поближе, чтобы прочувствовать характер и эмоции героини, но предупреждают, что у нее есть границы, за которые опасно заступать.
Автор фильма поднимает интересный вопрос: может ли подросток из инфантильного и неконтролируемого общими поведенческими правилами стать общепринятым? И самое главное, нужно ли? Ведь девочка ищет свой путь к любви, дружбе, пониманию, заработку, тусовкам. И никому не причиняет вреда. Просто она неудобна и вызывает раздражение у окружающих.
Уверена, фильм расколет зрителя на полярные мнения: одни найдут прелесть в героине и стиле повествования; другие кардинально откажутся понимать и принимать характер персонажа и подход к его раскрытию на экране. В любом случае, фильм точно нужно внести в копилку современных работ, на примере которого можно обучаться искусству и стилю.
***
Что из перечисленного смотрели?
На фильмы какой страны сделать подборку?
Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить новые публикации.