О памятовании смерти
Кто о смерти не памятует, тот муки не минует.
Памятование смерти – драгоценнейший из всех духовных подвигов, оно отторгает человека от сует века сего, делает его мертвым миру, уничтожает все греховные страсти, очищает сердце, привлекает благодать Святого Духа.
Сатана ненавидит сей помысл и всеми своими силами нападает, чтоб истребить его в человеке, ибо знает, коварный, что если помысл сей пребывает в человеке, то ум его стоит уже не на этой земле оболбщения, и козни его к человеку не приближаются.
Если бы можно было, сатана отдал бы человеку царство целого мира, только бы развлечением изгладить в уме его таковой помысл. И если б мог, то сделал бы это охотно.
Под памятью смерти разумеется не частная мысль о смерти и ее последствиях, мысль, которая нередко тревожит всякого грешника и от которой он старается как можно скорее избавиться, не разумеется даже и несомненная уверенность в смерти, как неизбежной участи всякого человека, не разумеется и самое чаяние близкой смерти, наводящее ужас на нашего телесного человека. Нет! Разумеется особенное духовное созерцание, которое можно чувствовать, но невозможно определить и выразить словами. Непрестанным помышлением о смерти человек поставляется в состояние непрестанного удивления. Это есть духовное созерцание и дивная благодать.
Как хлеб необходимее всякой пищи, так мысль о смерти нужнее другого делания.
Невозможно день провести благочестиво, если не почитаем его последним днем нашей жизни.
Боязнь смерти – есть свойство, полученное естеством нашим вследствие преслушания, а трепет смертный есть признак неочищенных покаянием грехопадений.
Мы должны употреблять всевозможные средства не к тому, чтобы удалить от себя мысль о смерти, но чтобы удержать ее, свыкнуться с нею, то есть всецело проникнуться ею.
Памятование смерти – есть ежедневная смерть, ежедневное воздыхание.
Вот в чем сущность этого высокого подвига!
Мысль о роковой минуте смерти наводит невольный страх на грехолюбивую душу, а представление Страшного Суда по смерти приводит в трепет и душу, и тело.
Какой увидим мы страх, трепет и какую нужду, когда душа будет разлучаться с телом!..
Тогда придет к нам сильное воинство противных сил князя тьмы, злобные миродержатели, начальства, власти, духи злобы и некоторым образом по праву овладеют душою, представляя ей все грехи, соделанные в ведении и неведении, от юности до конца жизни. Предстанут и обличат все дела ее.
Лицом к лицу с силами противными предстанут Силы Божественные и с своей стороны представят благая дела ее.
Какой страх и трепет будет мучить душу, находящуюся среди этих сил, пока суд над нею не будет решен Праведным Судиею!
Эта страшная картина борьбы демонов с Ангелами за исходящую из тела душу, на глазах и при живейшем сознании самой души умирающего человека, есть несомненная истина загробной жизни, дознанная многими опытами в христианстве лиц, которые, как обычно говорят, – обмирали на некоторое время и потом опять возвращались к жизни.
Вот мытарства, которые встретит душа по смерти:
Мытарство празднословия и срамословия (смех, насмешки, слова гнева, черные, скверные слова).
Мытарство лжи и клятвопреступления.
Мытарство осуждения и клеветы.
Мытарство чревоугодия и пьянства (несоблюдение постов, объедение, ядение раньше времени, услаждение вкусной пищей).
Мытарство лености и тунеядства.
Мытарство воровства (обвешивание, обсчитывание, обмеривание, утаивание, неуплата долгов и т. п.).
Мытарство скупости, деньголюбия.
Мытарство лихоимства.
Мытарство обмана.
Мытарство ненависти и зависти.
Мытарство гордости и дерзкого непокорства.
Мытарство гнева и ярости.
Мытарство злопамятования и мстительности.
Мытарство убийства.
Мытарство чародейства и призывания демонов (колдовство, гадание, ворожба).
Мытарство блудодеяния и всякой нечистоты (незаконная связь без церковного венчания и все то, что возбуждает блудную страсть).
Мытарство прелюбодеяния.
Мытарство содомских грехов и кровосмешения.
Мытарство ересей и отступничества.
Мытарство немилосердия и жестокости.
Во время исхода души из тела Ангелы будут показывать все добрые дела, посты, бдение, безмолвие, молчание, непрестанную молитву, частые поклоны и даже рогозину, истертую от поклонов, во свидетельство против демонов.
Когда приближается последний час, посылаются Ангелы – изъятели душ, чтоб взять отходящую душу и представить ее Судилишу Божию.
Увидев их приближающихся, бедный человек, хотя бы был царь, или властелин, или миродержец, весь приходит в смятение, как от землетрясения, – весь трепещет, как лист, колеблемый ветром, бьется, как птичка в руках ловца; весь оцепеневает и изумевает, видя страшные силы, видя новые для себя и великие зраки, видя грозные и суровые лица, видя чин вещей, которых не видел прежде. Все это видит тогда один поемлемый от нас, и на нас уже не обращает внимания.
Только сам в себе говорит он молитвы, сколько позволяют силы. Из положения его мы заключаем, что он видит вышние силы, а друг другу говорим: «Умолчите и не тревожьте более лежащего, чтоб не приводить его в смятение. Будем лучше молиться, чтоб с миром отошла душа его и он обрел Судию снисходительным».
Как среди ночи, когда род человеческий погружен в сон, внезапно бывают иногда с неба великий шум и ужасные громы, и страшные молнии с землетрясением, и спящие приходят вдруг в ужас: так в оный час, подобно самой быстрой молнии, внезапно ужасающей всю землю, страшно вострубит с неба труба, пробудит спящих, восставит от сна усопших от века: небеса сии и «силы небесные подвигнутся» (Мф.24, 29), а вся земля, как вода в море, восколеблется от лица Славы Его; потому что страшный огнь предыдет пред Лицем Его, очищая землю от оскверняющих ее беззаконий: ад отверзет вечные врата свои, смерть упразднится, а согнившая персть естества человеческого, услышав трубный глас, оживотворится. Тогда праведные возрадуются, а преподобные возвеселятся, совершенные подвижники утешены будут за труд подвига своего: мученики, апостолы и пророки увенчаются.
Блажен, кто сподобится в оный час со славою восхищен быти на облацех в сретение Бессмертного Жениха. Как здесь каждый возрастит крылья свои, так там воспарит в горняя; как здесь очистил каждый ум свой, так там увидит Славу Его; в какой мере возлюбил Его каждый, в такой там насытится любовью Его.
Убоимся смерти без покаяния. Беда тому, кто думает пройти мытарства без добрых дел.
........................
схиигумен Савва (Остапенко) Бисер духовный
https://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenko/biser-duhovnyj/3_17