В Киеве спорят о том, почему вдруг появился и стал обсуждаться в СМИ "план Эрдогана", и думают над тем, насколько реалистична формулы мира Зеленского
Ранее в СМИ появились сообщения, что Турция будто бы предлагает мирный план, предусматривающий, в частности, обязательство США и РФ не применять ядерное оружие, возобновление договора СНВ-3, замораживание украинского конфликта по существующей линии фронта с последующими (в 2040 году) референдумами, которые определят судьбу территорий и курс страны.
При этом летом текущего года на конференции в Швейцарии собираются рассмотреть формулу мира Зеленского (вывод российских войск на границы 1991 года, выплата репараций и т. п.). Россия отказалась от участия в этой конференции, поскольку Москва не приемлет язык ультиматумов.
Украинский политолог Дмитрий Спивак считает, что Украина правильно продвигает свою формулу мира. Однако он отмечает, что тут есть вопросы и проблемы, потому что "когда мы говорим о возвращении всех наших территорий, о выходе России за все эти территории… мир понимает, что рычагов для этого нет, — вот в чем трагедия".
Политолог пояснил, что "нет единого Запада, который способен поставить России ультиматум, от которого они (русские. — Ред.) не смогут отказаться", потому что есть еще условный Восток с условным глобальным Югом, "которые не очень поддерживают эту ситуацию".
Потому-то и появляется "условный Эрдоган с абсолютно иной точкой зрения, которая точно не отражена в украинской формуле мира", сказал Спивак в эфире интернет-канала "Вышка".
На самом деле предложение Эрдогана — вовсе не его предложение. "Эрдогана попросили выкатить то, о чем промежуточно договорились россияне и Штаты", — считает покинувший страну экс-советник ОП Алексей Арестович*. По его мнению, высказанному в эфире одного из ютуб-каналов, "мирный план, который предоставила Турция, является совместным американо-российским проектом по установлению новых правил безопасности между этими странами".
США сейчас не дают достаточной помощи Киеву, принуждая его таким образом к переговорам на обозначенных условиях. Россияне же все равно предпримут большое наступление, однако, как считает экс-советник ОП, успеха не добьются.
Не столь уверен в этом глава ГУР Кирилл Буданов*. Он заявил в интервью немецким СМИ, что российские войска начнут наступление в конце мая — начале июня. По его словам, которые приводит издание "Страна.ua" в своем телеграм-канале, ВСУ готовятся его отразить, но без западной помощи будет "катастрофически тяжело".
Как бы то ни было, политики должны быть реалистами. В сложившихся условиях в Киеве должны понимать, что в следующий раз условия мира могут быть намного хуже, чем раньше, считает украинский политолог Вадим Карасев. Он напомнил, что такое уже происходило, призвав политиков делать выводы.
"Война — это горе, война — это убийства, это смерти, разрушения. Ну кому там на диване хорошо так, что он за войну?" — сказал политолог в эфире интернет-канала "Вышка".
Он добавил, что его просто поражает логика сторонников продолжения конфликта: "Давайте дальше ни на что мобилизуем всех, и двадцатилетних, потому что что же, жертвы, которые были, — они были напрасны?"
"Ну давайте, еще чтобы было больше жертв", — оценил Карасев призывы радикально настроенных сограждан. По его мнению, очевидно, что Россия в ходе конфликта усиливается в военном отношении, а Украина слабеет. И рано или поздно Киеву придется пойти на какие-то компромиссы, но "на худших условиях, чем сейчас".
Эксперт констатировал, что Запад это тоже понимает и потому "отползает", оказывает помощь Киеву только на словах. "Мобилизацию проведут, но чем воевать, лопатами?" — задал он риторический вопрос.
Что касается приготовлений к саммиту в Женеве, то здесь стоит отметить позицию Китая. Председатель КНР Си Цзиньпин на встрече с канцлером ФРГ Олафом Шольцем в Пекине 16 апреля обменялись мнениями по украинскому кризису. Было заявлено, что надо остудить ситуацию, а не подливать масла в огонь. Пекин выступает за мирную конференцию с участием России, со справедливым обсуждением всех предложений.
"Пекин занял жесткую позицию. Игнор [конференции в Швейцарии] со стороны Пекина — сигнал глобальному Югу, а фраза про обсуждение всех предложений — похороны формулы мира Зеленского в реальности. Но в мире виртуальной реальности Киев ещё побегает с формулой", — отмечает в связи с этим популярный на Украине оппозиционный телеграм-канал "ЗеРада".
Есть еще предложение олимпийского перемирия, с ним выступает президент Франции Эммануэль Макрон. Речь идет о перемирии между Россией и Украиной, а также между Израилем и ХАМАСом. Макрон заявил, что попросит помощи у лидера Китая Си Цзиньпина, который скоро посетит Париж.
Однако старый принцип олимпийского перемирия в данном случае вряд ли будет реализован, считает украинский политолог Кость Бондаренко.
"Учитывая, что у Макрона невысокий авторитет вне пределов Европы, я не думаю, что его призыв будет услышан. К сожалению, наши политики не особо обращают внимание на факт проведения Олимпийских игр. Или же Си Цзиньпин и Макрон могут обойтись общей декларацией, которая ни к чему не будет обязывать… (не будут. — Ред.) подводить тех же Путина или же Нетаньяху", — сказал эксперт в эфире интернет-канала Politeka.
По его словам, "что же касается Украины и России, здесь прекрасно понимают, что три недели, которые будут проводиться Олимпийские игры, ─ это более чем достаточно для перегруппировки войск, для того чтобы подтянуть свежие резервы, свежие силы. И внешнее перемирие, оно может послужить делу укрепления позиций той или иной противоборствующей стороны".
Поэтому противоборствующие стороны вряд ли пойдут на перемирие, предполагает Бондаренко.
Подробно ситуацию с разными мирными планами разобрал на страницах издания Украина.ру известный политолог Ростислав Ищенко. По его мнению, Россия сейчас побеждает на Украине, а Западу нужна передышка. Но что до переговоров, то граждане России компенсацию понесенных потерь и лишений "видят в полной и безоговорочной победе, в нокаутировании противника, а не в выигрыше по очкам, предполагающем не уничтожение неонацистского режима, а договоренность с ним".
* Признан в РФ террористом и экстремистом.