Сразу же оговорюсь – эта публикация может вызвать интерес у тех подписчиков и иных читателей, у которых есть какие-то накопления, которые они хранят или намерены хранить в банках. Для тех, у кого таковых накоплений нет – подобные проблемы неактуальны.
В банках их потенциальных вкладчиков могут ждать неожиданности.
Сначала моя история.
В середине февраля у меня истекал срок хранения накопительного счёта в Газпромбанке. Точнее, сам счёт – бессрочный, но, как и в других банках, у этого счёта привлекательными для хранения денег являются лишь первые два месяца - под 16%, а уже с третьего месяца процент автоматически уменьшался до 9.
Когда забирал деньги, был неприятно «обрадован» тем, что полмесяца хранения денег в банке дали нулевой доход, поскольку начисление процентов в этом банке производится не за каждый день хранения, а лишь в последний день календарного месяца. Я же забирал деньги в середине месяца. Ждать до конца месяца не стал. Не та сумма хранилась, не те потери были.
Деньги понёс в Промсвязьбанк (ПСБ), филиал которого был в сотне метров от предыдущего. Выбрал его не только из-за близости от дома (отделений разных банков на этой столичной улице - с полдюжины, выбирай любой), а ещё и потому, что реклама на ТВ и в интернете обещала самый высокий среди прочих процент – 17%.
Молоденькая банковская служащая (конечно же, манагер) сообщила, что открыть просто депозит под 17% нельзя, можно только при условии оформления инвестиционного страхования жизни. Причём страховка была суперпривлекательной – при внесении ежегодно в течение 5 лет по 50 тысяч рублей под 35%(!) застрахованному после истечения этого срока возвращаются не только внесённые 250 000, но плюс и доход в 87 500 рублей!
При этом можно было вносить и 100 тысяч, и 150.
Но у меня таких денег на страховку не было, да и по более крупному рисковать не хотел, если бы они и были (и 50 тысяч - немалые деньги).
Правда, когда я попытался выяснить у той самой манагерши, за счёт чего обеспечивается такая небывалая щедрость, она членораздельно этого сделать не смогла (фирма-страховщик – к банку не относится), сослалась на то, что и в банках схожая система: вы банку даёте меньшие деньги, а назад получаете бОльшую сумму. Разница лишь в том, что при страховании процент значительно больше. Но ведь и срок пользования теми деньгами страховщиком – 5 лет.
Когда я заинтересовался предложенной схемой, а молоденькая, недавно работавшая в банке сотрудница (она сообщила мне, что работает третий месяц) подробностей объяснить не могла, к нам подключилась сначала сотрудница поопытнее, а потом и их начальник.
Он стал мне объяснять, что в связи с моим возрастом за 70-ть, меня страховать не могут, попросил данные дочери «для оформления доверенности». Я дал её паспортные данные, памятуя, что оформление доверенностей на третьих лиц непосредственно в банках – обычная практика. Правда, при этом доверенность мог дать я, но не она заочно. Подвоха в этом не разглядел.
Оформление документов длилось около полутора часов. И лишь в конце затянувшейся процедуры стали выясняться немаловажные «детали». Оказывается, тот самый вклад с доходностью в 17% может быть заключён лишь на удвоенную сумму внесённой на страхование суммы – в нашем случае только на 100 тысяч. Оставшуюся от принесённой мною в банк суммы сидевшая по соседству с нами более опытная сотрудница посоветовала мне положить на накопительный счёт под 16%.
Тут я слегка опешил: и чего я столько времени потерял, если речь идёт о разнице всего в один процент, не столь существенной при той сумме, которую принёс в банк. Но от вклада под 17% отказываться не захотел – «сыр» в 35% был заманчив.
Распечатанные документы по своему объёму оказались внушительными, насчитывали с десяток страниц (в банках, где я обслуживался, такая практика - клиенту на словах рассказывают обо всех ждущих его прелестях, а на бумаге распечатывают документы лишь перед их подписанием). Пикантная подробность – полтора часа разговоров, и только в финале появились напечатанные документы на вклад под 17%, на накопительный счёт под 16%, и самая большая пачка – на страхование. На их внимательное чтение у меня ушло бы ещё часа полтора-два. Непосильная задача. Поэтому читал лишь наиболее важное, на мой взгляд.
«Вишенкой на торте» было то, что в документах на страхование застрахованным лицом оказалась моя дочь, в реквизитах документов стояло её имя, а подписывать должен был я.
Единственным утешением в тексте был пункт о возможности расторжения договора страхования без финансовых потерь для клиента в течение срока «охлаждения» в 14 дней (срок, похоже, дан на внимательное прочтение и осмысление).
По пути домой зашёл к дочери. Отдал ей для ознакомления и изучения то, что я подписал.
Вскоре она перезвонила и сообщила, что, по её мнению, я влип, если не в разводилово, то в какую-то мутную историю. Да и с документами какие-то непонятки: в документах, где фигурирует она, указан мой адрес, а самое главное – не имея доверенности от неё, я подписал за неё финансовый документ.
Предложила вместе пойти в банк (благо он рядом) и разобраться в возникших вопросах и претензиях. И если что-то не понравится, расторгнуть договор.
И мы пошли.
С талоном подождали в очереди, попали к той же девушке, с которой я имел дело ранее. Паспорт у дочери никто не спросил, местным специалистам хватило того, что она была со мной. Дочь ещё обратила внимание на это – а если бы мы были аферисты. Я ей напомнил, что банковским опасаться нечего – деньги-то я вносил.
К разговору подключился тот самый банковский «старшой». Дочь изложила свои претензии о неправомочности подписания мной за неё договора страхования. На что банковские не смогли ничего ответить, а потому тот «старшой» стал звонить кому-то. Оказывается, звонил представителю страховой конторы, который раз в месяц наведывается в банк.
Мы слышали только то, что представитель банка говорил своему собеседнику. Ответа не слышали, но судя по всему, ему объяснили, что договор оформлен с грубыми нарушениями.
На ум пришло, что, выходит, он юридически ничтожен, и доведись обратиться в суд, концов не найдёшь.
Встал вопрос: будем ли мы изменять договор – с застрахованной дочерью и платежом ежегодно на протяжении 5-ти лет по 50 000 рублей (в случае моей смерти пришлось бы платить эти деньги дочери) – или расторгнем договор?
Мы решили (точнее, я решил, «охладившись»), что ни мне, ни, тем более, дочери подобный «геморрой» ни к чему.
Банковские предложили дочери (она ж в договоре указана, как застрахованная, а я - никто и ничто, и звать меня никак) заполнить бланк заявления о расторжении договора страхования.
Тут она спросила, а отправлены ли документы и уплаченные 50 тысяч рублей самой страховой компании ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни». Дело в том, что с момента подписания мною договора прошло всего 2 часа.
Банковские твёрдо ответили, что ещё не отправляли.
Тогда я предложил простой вариант решения: аннулировать и считать недействительным договор, а мне вернуть уплаченные деньги.
А мне в ответ: низзя-а-а-а.
Банковский «старшой» заверил нас, что деньги вернут мне на мой банковский счёт, указанный в заявлении о расторжении, в течение, максимум, 7 дней.
Зато заключённый договор вклада под 17% аннулировали моментально, направив уже внесённые 100 тысяч на накопительный счёт.
По нашей просьбе нам сделали копии заявления о расторжении, мы забрали все остальные бумаги и покинули банк.
И началась тягомотина…
На следующий день мне позвонили из страховой компании и попросили номер телефона дочери. Я дал. Ей никто ни разу не звонил.
Прошёл обещанный срок возврата денег. Их не возвратили.
Я стал регулярно звонить в страховую компанию.
Каждый раз мне отвечал сначала автомат, а потом какой-нибудь очередной Петя, Вася, Настя, Маша… И каждый раз я рассказывал, что обращаюсь по вопросу расторжения договора и возврата денег по заявлению. Мне назначали новый срок: 5, 6 рабочих дней и всё повторялось сначала. Всего в компанию «Капитал Лайф» звонил 11 раз.
Не забывал и банк, в котором подписал договор.
Через 8 рабочих дней после нашего с дочерью его посещения отправился в банк.
Молодой мужчина по имени Андрей (естественно, манагер), к которому я обратился, вновь не потребовав от меня паспорта (хватило копии заявления о расторжении), выслушал меня, и «от фонаря», не сходя с места и не «шурша» в интернете, сообщил, что банком документы своевременно отправлены в страховую компанию. Я настаивал, чтобы мне сказали, когда и как были отправлены документы. Поскольку в страховой уже на следующий день после подписания, судя по звонку оттуда, был договор о страховании дочери. В ответ услышал: «Службой экспедиции, курьером. В установленном порядке». Всё. И никакой иной информации.
Я сначала попросил, а потом потребовал пригласить заведующего отделением банка. Сначала тот самый Андрей мне ответил, что руководителя нет. Потом, не избавившись от меня, куда-то сходил, после чего сообщил, что я смогу переговорить с уже знакомым мне руководителем.
В указанном мне кабинете я нашёл того самого «старшого», который активно участвовал в оформлении договора страхования и последовавшей позже беседе с моей дочерью.
Поговорили на высокой ноте. В финале разговора он огорошил меня ответом, что они - банк – ни при чём, они лишь «третье лицо». Во как!
А ничего, что в самом начале текста заявления о расторжении договора (заполненном на бланке страховой компании) наряду с указанием даты (той же самой, что и на договоре страхования) указаны «Ф.И.О. сотрудника», а именно: той самой манагерши, с которой я имел дело изначально. Она, кстати, и заполняла бланк, оставив там же свою подпись, а дочь лишь подписала его? И всё это проделало «третье лицо»?
Это я, выходит, заплатил деньги нипричёмному третьему лицу, которое ни за что не отвечает, а как бы просто макулатуру собирает.
Через месяц с начала этой истории из банка позвонила та молоденькая девица, с которой начались мои мытарства, и пригласила в банк. По телефону она мне не смогла (или не захотела) объяснить, с чем связано приглашение. Я ей напомнил, что в заявлении о расторжении договора указаны реквизиты счёта, на который мне должны вернуть деньги. Моё присутствие в банке ни к чему. Но она что-то мямлила, попросив лишь захватить все документы и копии.
Я шёл в банк, будучи уверен, что деньги возвращены страховой компанией. Тем более, что в очередном телефонном разговоре со страховщиками мне уже подтвердили получение по электронной почте в очередной раз отправленных им копий запрашиваемых документов (у них тоже ещё та организация дела) и назвали срок их рассмотрения – 7 рабочих дней.
В банке меня огорошили: оказывается, банк не может разыскать ими же якобы отправленных документов.
Короче говоря, деньги мне вернули почти через полтора месяца после того, как я их внёс в кассу банка. Всё это время они где-то и кому-то приносили доход (пусть, и небольшой), но не мне.
Я и раньше зарекался связываться с разными инвестиционными и тому подобными заморочками, предлагаемыми банками своим клиентам, намеренным открыть привычный депозит. Лишний раз убедился, что подобные игры чреваты плохими последствиями.
...А в заключение несколько историй про банковские завлекалки и их возможные последствия.
У меня есть старинный приятель, который как-то рассказал печальную историю о том, как банковские работники уговорили его не просто открыть вклад, а вложить деньги в «очень выгодный проект». Речь шла о вложении в «еврооблигации». Он поверил рассказам уговорившей его очередной банковской манагерши, что облигации не могут обесцениться, их стоимость не может опуститься ниже номинала. Они ж – облигации. Которые нам памятны с советских времён.
Он и вложил накопленные 200 000 рублей в отделении столичного банка МКБ.
Было это где-то в середине 2020 года.
Поначалу доход рос темпами, превышающими банковские проценты по вкладу. Но потом пришёл февраль 2022 года. И те самые облигации «заморозили» в связи со всем известными событиями.
И вот недавно он сообщает, что в его телефонном приложении после длительного отсутствия хоть какой-то информации о судьбе тех «еврооблигаций» появилось сообщение, что за два года молчания о них он потерял половину от тех 200 000 рублей. А остаток его денег теперь находится в каком-то мультивалютном паевом фонде.
А как хорошо всё начиналось…
Приятель уж было пошёл в банк забрать хотя бы оставшееся. Но его там отговорили, рассказав и показав в «ожившем» приложении, что после «размораживания» доход начал расти. И он решил ждать – может, его внуки смогут получить сумму, когда-то вложенную дедом по глупости в неведомо что.
И в заключение немного информации, связанной с банковской рекламой.
Многие, наверное, слышали телевизионные призывы открывать вклады в банках под привлекательные проценты.
Сбер обещал с экрана ТВ 16% по вкладу. Но на месте оказывается, что эти проценты, по словам банковских служащих – только для привилегированных клиентов, тех, которые могут внести 2 млн. рублей. Для остальных, непривилегированных, хватит и 14,6%.
В рекламе МКБ назывались 16,5%, но только на месте выясняется, что эти проценты выплачиваются при условии расходования вкладчиком за месяц 10 тысяч рублей. Иначе - только 15,5 %.
В Росбанке более полугода назад были высокие (для того времени) проценты по вкладу. Но только – для «новых» клиентов. А на месте выясняется, что даже по истечении более чем 3-х месячного срока прежние клиенты остаются «старыми», поскольку в банке за ними числится текущий счёт (пусть и пустой), открывавшийся для обслуживания давнего вклада.
И тут в одной из телепередач услышал совет профессионала: если заканчиваете финансовые отношения с каким-то банком, то требуйте от него закрытия всех ненужных счетов и отзыва из банка персональных данных клиента.
Иначе из-за забытых клиентом «технических» или вспомогательных счетов клиент числится в банке «старым», а персональные данные могут попасть в руки кому угодно и человека мошенники замучают звонками.
И, подводя итог, реплика для тех, кто, дочитав эти заметки, скажет или подумает: ишь, придумали себе заботу и печаль по банкам деньги распихивать.
А куда, деваться, если на одну только пенсию не проживёшь…
P.S. Благодарен дочери. Умничка. Уберегла от худшего.
Это я понял, когда уже во время тягомотины с выцарапыванием своих денег, прочитал некоторые отзывы тех, кто имел дело с той самой страховой компанией.
А ещё после прочтения отзывов пострадавших у меня возник вопрос: а какой интерес у банков (в отзывах какие только банки ни называются!) связываться с разными конторами, навязывая их услуги? Должен же быть тот интерес.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.