«Мир измерений», март 2024.
Авторы: И.Т. Морарь, Н.А. Доронина.
Довольно давно в школах появились инженерные классы, сначала в виде углубленного изучения точных дисциплин: физики, математики, информатики, чуть позже, с появлением сетевых партнеров, вузов и предприятий реального сектора экономики, в виде профориентационных занятий. В результате возникли инженерные судо- и авиастроительные классы. Совершенно новым направлением стало развитие инженерно-метрологического профиля.
Метрология – это наука, красной нитью проходящая через все сферы человеческой деятельности. Учитывая ее важность, сегодня кажется странным, что это направление так долго не было внедрено в школьное образование. Создание Метрологического образовательного кластера Санкт-Петербурга стало знаменательным событием, объединившим ВНИИМ им. Д.И. Менделеева и ГБОУ СОШ № 237 Красносельского района, а в более широком понимании науку и школьников. Развитие кластера началось с знакомства обучающихся с метрологией через интересные лекции А.С. Игнатковича, координатора Метрологического образовательного кластера Росстандарта. Алексей Сергеевич в каком-то смысле подвижник, метрологический первопроходец, принесший метрологию в школу. Идея развития кластера заключалась в знакомстве школьников с предметом через цикл занимательных мероприятий: экскурсий, игр, а не скучных уроков. Через игру обучающиеся познакомились с древними мерами, узнали, что такое эталоны, приняли участие в метрологическом КВН и профориентационном форуме «Стандарт будущего».
К работе кластера стали присоединяться другие школы Санкт-Петербурга, а также вузы, имеющие профильные кафедры. Позже в кластер вошли предприятия, заинтересованные в привлечении молодых кадров в отрасль и готовые «взращивать» их для себя со школьной скамьи. Границы кластера расширялись, количество организаций росло. Тем более что идею кластера поддержал Росстандарт, и она уже вышла на всероссийский уровень. В деятельность кластера начали включаться подведомственные структуры Росстандарта в других регионах, включая Государственные региональные центры стандартизации, метрологии и испытаний (ФБУ ЦСМ), а также региональные учебные заведения и промышленные предприятия. Всех вновь прибывавших участников интересовало, как начать работу, по какому пути идти, а те, кто уже прошел период адаптации, столкнулись с вопросом: «Что дальше»?
Педагоги – творческие специалисты, готовые развиваться в абсолютно новой для себя области, стали придумывать сценарии уроков, администрации школ – системы организации работы, вузы искали пути взаимодействия со школами. На местах накопился богатый методический материал. Появилась необходимость в обмене опытом, в создании банка методических разработок уроков, внеклассных мероприятий. Было принято решение провести конкурс методических разработок. В 2022–2023 учебном году прошел первый конкурс «Золотая коллекция: метрология и стандартизация». В конкурсе приняли участие педагоги детских садов и школ, преподаватели вузов.
На суд компетентного жюри были представлены технологические карты уроков, проекты лабораторных и внеурочных занятий. Началось формирование банка методических разработок. Партнерами конкурса выступили ООО «Измерительные решения» и журнал «Мир измерений». Мы выражаем им большую признательность за участие и поддержку в деле продвижения метрологического образования и развитие инженерного потенциала детей. Общими усилиями был подготовлен специальный выпуск журнала, в котором мы рассказали о том, как развивается кластер, представили итоги конкурса.
В феврале 2024 года был дан старт второму конкурсу «Золотой коллекции». Положение конкурса претерпело изменения, появились новые номинации. С положением конкурса можно познакомиться на странице конкурса в ВВконтакте по ссылке https://vk.com/m_golden
Учредителями второго конкурса было принято решение разграничить материалы на пособия для учеников и педагогов. К учебным пособиям для учеников относятся сборники упражнений и задач, руководства для самостоятельных занятий, различные дидактические материалы, обучающие наборы, игры и пр. Учителям необходимы технологические карты занятий, методические пособия, сборники лабораторных работ, книги для дошкольников и школьников
Образовательные учреждения обладают разным материально-техническим оснащением. Некоторые организации удалены от вузов и других социальных партнеров и не имеют возможности продемонстрировать работу метрологического оборудования, провести лабораторную работу. Видеоролики могут стать подспорьем при проведении занятий. Поэтому в этом году появилась номинация «Видеоролики». Наглядное представление материала может быть представлено в виде видеообъяснения какого-либо явления, подготовки к профессиональным конкурсам, например «Профессионалы», видеолабораторной работы, видеоэкскурсии, мультфильма и т.п.
Была расширена категория «Программы». Кластер развивается, и требуются готовые решения по развитию региональных отделений сообщества, городских и районных. Такой опыт уже появился, и эта категория теперь подразумевает не только занятия во внеурочное время, в отделениях дополнительного образования детей и на курсах, но и программы организации кластерной системы. Какие-то регионы выбрали путь знакомства с метрологией через ознакомительные мероприятия, другие решили пойти по пути углубления предметных знаний, узкопрофильного обучения. В некоторых регионах представители реального сектора экономики являются системообразующими организациями и у них другой уровень возможностей. Вариантов развития кластера много, и мы предлагаем представить имеющиеся варианты.
Заключение
У нас у всех часто не хватает времени, чтобы описать имеющийся опыт, собрать воедино наработанные материалы. А ведь есть чем поделиться! Уважаемые коллеги, соратники, приглашаем вас принять участие во втором Всероссийском конкурсе «Золотая коллекция: метрология и стандартизация»! Награждение победителей пройдет в Санкт-Петербурге на Международном образовательном форуме.
Фото предоставлены ГБОУ СОШ № 237 Красносельского района, г. Санкт-Петербург
Авторы
Ирина Талгатовна Морарь, директор ГБОУ СОШ № 237 Красносельского района, г. Санкт-Петербург.
Надежда Александровна Доронина, заместитель директора ГБОУ СОШ № 237 Красносельского района, г. Санкт-Петербург
***
РИА «Стандарты и качество»
Тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте https://ria-stk.ru
Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
VK: https://vk.com/ria_stk
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCvW86WE6yIaFNZqK5swi70A
#СТандартыиКачество