Найти в Дзене
Финансовый абзац

Угольная отрасль в кризисе, металлурги просят помощи – как Россия теряет мировые рынки сбыта

В общем-то, эти две парные новости плюс-минус отражают новую тенденцию в российской экономике, которая хоть и встроена в мировое разделение труда, но критична для международного рынка только своим экспортом нефти, газа и частично нефтепродуктов. Все прочее для мира роли особой не играет, поэтому это будет или принудительно отсекаться санкциями, или отваливаться самостоятельно. Пример последнего - драматичная ситуация с угольным экспортом, о которой пишет не зловредный Блумберг, а совершенно отечественный Коммерсант со ссылкой на мнение комиссии Госсовета по энергетике. В высоких кабинетах обеспокоены, что цены на российский уголь пробили уже такое дно, что возить его за границу уже практически нерентабельно - ожидаемые убытки по оценкам Госсовета на конец года составят порядка 450 млрд рублей. И тут стоит напомнить, что несколько крупных регионов России буквально "живут" добычей угля и сопутствующими этому отраслями, а забастовки шахтеров в свое время едва не снесли Ельцина. Но почему
Оглавление

В общем-то, эти две парные новости плюс-минус отражают новую тенденцию в российской экономике, которая хоть и встроена в мировое разделение труда, но критична для международного рынка только своим экспортом нефти, газа и частично нефтепродуктов. Все прочее для мира роли особой не играет, поэтому это будет или принудительно отсекаться санкциями, или отваливаться самостоятельно.

Пример последнего - драматичная ситуация с угольным экспортом, о которой пишет не зловредный Блумберг, а совершенно отечественный Коммерсант со ссылкой на мнение комиссии Госсовета по энергетике. В высоких кабинетах обеспокоены, что цены на российский уголь пробили уже такое дно, что возить его за границу уже практически нерентабельно - ожидаемые убытки по оценкам Госсовета на конец года составят порядка 450 млрд рублей.

И тут стоит напомнить, что несколько крупных регионов России буквально "живут" добычей угля и сопутствующими этому отраслями, а забастовки шахтеров в свое время едва не снесли Ельцина.
Забастовка шахтеров на Горбатом мосту в Москве
Забастовка шахтеров на Горбатом мосту в Москве

Но почему вдруг оказалось, что экспортировать уголь стало невыгодно? Раньше же продавали и все было нормально

И это многофакторная, сложная, но очень показательная история, которую невозможно свести к простому ответу типа "санкции ввели". Да, Евросоюз, США и ряд других стран установили эмбарго, но случилось это еще в августе 2022 года, тогда как забили тревогу только сейчас.

Во-первых, за это время себестоимость угля выросла на 30% (если верить губернатору Кузбасса) за счет удорожания импортного оборудования, повышения тарифов на ж/д перевозки, фрахт судов, страхования. Не последнюю роль играет и задранная ставка ЦБ в 16%, которая означает кредиты для бизнеса под 18%-20% как минимум. Чтобы их "отбить" нужна доходность хотя бы 25%, чего в угольной отрасли с роду не было.

Во-вторых, родное государство не перестает "ошкуривать" сырьевых экспортеров - была введена дополнительная экспортная пошлина, а теперь Минфин и вовсе предлагает поднять и без того немаленький НДПИ для "угольщиков". Ко всему прочему недавно Китай "по-братски" вернул пошлины на импорт.

Последнее вообще оказалось неприятным сюрпризом, т.к. после введения западного эмбарго в угольной промышленности действительно случился масштабный "разворот на Восток". Проблема лишь в том, что инфраструктура России никогда не была рассчитана на серьезные поставки в этом направлении, даже железных дорог в достаточном количестве не строилось. И вряд ли построится в ближайшем будущем, поскольку это огромные расстояния по сути необжитых территорий, где строить сложно, долго и дорого.

Тут одного взгляда на карту ж/д сети достаточно, чтобы понять, почему повернуться на Восток удается с трудом
Тут одного взгляда на карту ж/д сети достаточно, чтобы понять, почему повернуться на Восток удается с трудом

При этом падение экспорта угля из-за неликвидности означает неизбежное сокращение добычи, а следовательно закрытие ряда производств и упадок для целых регионов.

Похожая судьба может ждать любой вторичный сырьевой экспорт типа лесоматериалов, когда из-за переориентации на восточные рынки производство и доставка станут просто нерентабельны без всяких санкций. Но иногда получается и наоборот.

Почему крупнейший производитель алюминия запросил срочную помощь правительства

Хотя, казалось бы, "санкции же на пользу", а тут как раз подоспела очередная такая "подмога" - США и Великобритания ввели эмбарго на импорт цветных металлов из РФ, хотя их доля на этих рынках если не критична, то существенна. Россия поставляет 6% всего мирового никеля и 5% алюминия. Металлы эти дорогие и играют в промышленности особую роль, они важны для авиации, космонавтики и прочих высокотехнологичных отраслей.

Потому никто особо не верил в эмбарго, хотя в Евросоюзе эту тему обсуждали неоднократно, а некоторые СМИ, не только кремлевские, часто писали о том, что запрет российского экспорта приведет к острому дефициту. Да и получает с него Москва не сказать, что огромные деньги - примерно 12 млрд долларов в год.

Однако 12 апреля эмбарго все же было введено, и не прошло и недели, как холдинг Русал миллиардера Дерипаски (практически монополист производства алюминия в РФ) направил запрос в правительство с просьбой выкупить в Росрезерв половину всего алюминия и снять пошлины. Иначе - сокращение производства на четверть. Остается только надеяться, что товарищу Дерипаске ответят одной из свежих цитат из Владимировича по поводу пользы санкций:

-3

Что иронично, меньше месяца назад Русал отчитывался о том, что хотя цена реализации алюминия упала на 18%, он "успешно переориентировался на азиатские рынки", да и внутренние продажи выросли на 31%. А теперь вот через сливы корреспондентам Коммерсанта "маякует", что около трети экспорта или 1.5 млн тонн будет теперь некуда девать. Странная какая-то переориентация.

И нет, понятное дело, что в Кремле покряхтят-поворчат, но как-то металлургов поддержат, да и угольщикам дадут какие-то послабления, чтобы они совсем уж не загнулись. Но все это спасение за счет федерального бюджета - прямо или косвенно, который, как известное, не резиновый. В нормальной ситуации как раз таки экспортеры должные ему помогать своими налогами с прибыли, а не просить купить за казенный счет половину своей продукции.

Когда антироссийские санкции "на пользу"
Финансовый абзац10 апреля 2024

Тем более, что не один товарищ Дерипаска нуждается в помощи - еще раньше зашла речь о том, что Газпром может получить чистый убыток в 1 триллион рублей уже в 2025 году. Который, разумеется, будет покрываться за счет бюджетных средств. И чем дальше, тем больше будет таких желающих, т.к. с одной стороны российская экономика неконкурентна на мировых рынках, а с другой ее от них отсекают санкциями.