Когда-то петербургского «Графа Монте-Кристо» привозили в Москву в рамках «Золотой Маски», но по неким причинам я не смогла посмотреть этот спектакль: возможно, уезжала. Однако, моя многолетняя любовь к мюзиклам питала меня надеждой, что когда-нибудь я доеду до Санкт-Петербурга и посмотрю «Графа» на родной сцене. Так и случилось, и мой гештальт закрыт. Признаюсь, по отношению к ГМК был некоторый скепсис и подозрение, так как ранее виденные работы Санкт-Петербургского Театра музыкальной комедии вызывали у меня, в лучшем случае, смешанные чувства, включая одну из визитных карточек театра – «Джекилл и Хайд». Но случился сюприз: ГМК превзошел самые смелые ожидания. Этот спектакль действительно хорошо поставлен и исполнен, и, вне всякого сомнения, «Граф» - лучший спектакль театра из тех, что мне посчастливилось увидеть.
Из многократно экранизированного и поставленного «Графа Монте-Кристо» Александра Дюма сложно вытащить что-то новое, и в плане идеи петербургский мюзикл совсем не оригинален, но довольно доходчив. Центральное высказывание спектакля начинает формироваться в сценах заключения Дантеса в замке Иф, и наиболее отчетливо звучит в момент объяснения и – главное – понимания нашим героем произошедшей с ним катастрофы. Исполненная на два противоречащих голоса песня, где один говорит о прощении и новом начале, а второй – только о мести, оказывает сильнейшее воздействие: на глазах зрителя ранее обаятельный и светлый, хотя и глубоко несчастный Эдмон превращается в чудовище, теряя всякий человеческий облик, и это по-настоящему пугающее зрелище. С учетом знания финала оригинального романа, становится понятно, что этот ГМК – о разрушительной силе ненависти и мести, которая уничтожает все: тех, кого герой ненавидит, тех, кого герой любит, его самого, случайных людей, и ничего не создает. Усиливает эффект сильнейшая ария, завершающая первый акт – «Ад у порога», когда в глазах некогда доброго человека пылает огонь сумасшествия и непреклонности. Развивает уже вполне точно сформировавшуюся мысль сюжетная линия с сыном Мерседес Альбером, чего удается добиться как благодаря романтизации образа, так и специфическому взгляду на его происхождение. В сцене принятия им решения о дуэли с Монте-Кристо и отговаривания его Валентиной и Мерседес от дурной идеи серьезно заметно, как ненависть, месть начинают воспроизводить себя, передаваясь молодому герою от взрослого. Теперь катастрофа кажется совершенно неотвратимой.
Вместе с тем, скажем так, весьма неожиданный и своеобразный сюжетный поворот, что точно отличает этот мюзикл от многих других произведений по роману Дюма, и предваряющие его события привносят в спектакль еще одну, старую, как мир, истину, что любовь все-таки его спасет. Понятной и отчетливой она становится благодаря участию воплощающей это чувство Валентины в сцене дуэли Монте-Кристо и Альбера в момент, когда трагедия должна быть неизбежной. Впрочем, добавляя в спектакль столь банальную идею, его создатели умудрились не погубить ранее сформулированное мрачное наблюдение о ненависти и мести. Поворотный момент выбран абсолютно точно, поскольку именно в ситуации дуэли главный герой оказывается на распутье, и только направление его выстрела способно или все окончательно разрушить, сжечь последние мосты, или, напротив, дать шанс на возрождение. Дуэль не с кем-нибудь, а именно с молодым Альбером, усиливает такое ощущение, поскольку юность традиционно воплощает на сцене будущее, а в свете некоторых сюжетных решений произошедшее особенно символично. Тот факт, что, по сути, наш граф добивается своего, да еще и получает неожиданный финал, оптимистичен, он означает не противопоставление спокойной жизни и торжества справедливости, а возможность их сочетания, он не отрицает ненависть, поскольку это нормальное для человека чувство, но декларирует любовь как более сильное, и, наконец, демонстрирует необходимость вовремя остановиться. Даже в мести нужна умеренность. Честно говоря, поначалу думалось, что так альтернативно пересматривать Дюма не стоило, такой финал не нужен, но, потом стало ясно, что спектакль такой взгляд на вещи не портит.
Как уже было сказано выше, «Граф Монте-Кристо» сконцентрирован на своем главном герое: есть он, есть его любимая, и все остальные. Даже заговорщики составляют сплошную массу, из которой никто особенно не выделяется, что создает впечатление, что против Дантеса не трое отдельных негодяев, а система, иначе – весь мир. Мысль подтверждается выбранным им против злодеев оружием, поскольку именно такой подход максимально антисистемен, хотя ложно в нее встроен. Кстати, здесь еще одно маленькое и предсказуемое наблюдение, что для того, чтобы победить подобное, надо стать подобным. Также сделаю небольшое отступление: собственно, месть как таковая занимает немного времени, поскольку, видимо, путь к разрушению и отказ от него для создателей спектакля более важен, чем техническая сторона действий заглавного героя, да и непросто уместить два толстых тома романа в три часа на сцене. Надо чем-то жертвовать.
Большим достоинством спектакля является создание им атмосферы. Первые жизнерадостные и беззаботные сцены очень плавно, постепенно становятся все более неспокойными, атмосфера сгущается в переходе к пронзительным, эмоциональным, высасывающим душу безнадежным эпизодам в замке Иф, чему способствует как более темное внешнее оформление, так и очень подходящая ситуации музыка, по-своему тревожная, повторяющаяся, очень воздействующая на восприятие. Второй акт первому по своей атмосферности не уступает, в нем есть место иронии, и есть место безумному накалу эмоций – отличный номер танца Эдмона и Мерседес с точной хореографией, когда некогда близкие люди теперь друг другу чужды. Танец, подразумевающий близость, демонстрирует прямо противоположное – это очень сильно.
Очень хороша работа художника по костюмам и художника-постановщика. В оформлении есть место и стилизации, и иронии: образ Монте-Кристо во втором акте – чистый мафиози с солнечными очками, цепурой и крестом. Отличная идея! Понравился корабельный штурвал: поначалу подсвеченный синим, как море, а затем – красным, словно колесо судьбы, ничего хорошего не сулящее. Весьма специфический образ Вампа в спектакле – провокационно, но не вульгарно, и до чего же пластична эта капитанша! Словом, спектакль очень собранный, продуманный, в достаточно мере символичный и красивый.
Я покупала билеты в марте, и тогда актерский состав еще не был известен. Я покривлю душой, если скажу, что нисколько не огорчилась, узнав, что Эдмоном будет не Кирилл Гордеев, просто в силу того, что способности указанного артиста я знаю, и мне он был любопытен в этой роли. Но моя печаль была мимолетна, я ехала на спектакль, а не артиста. А теперь, увидев в роли Эдмона Евгения Ширикова, могу смело сказать: мне очень повезло. Эмоция одна – ВАУ!!! Это очень, бесконечно круто!! Я в восхищении. Этот артист продемонстрировал невероятно убедительную трансформацию своего персонажа в спектакле, где, помимо Дантеса, нет главных героев, и где от него зависит все. Молодой и доверчивый в открывающий сценах, до щемящей боли в груди утративший надежду в замке Иф… Теряющий человеческий облик, становящийся монстром, и едва ли не теряющий рассудок – сумасшествие в глазах на «Ад у порога». Впечатляет невероятно, сложнейшая актерская работа. Противоречивые эмоции во втором акте – не крупными мазками, но довольно тонко сыгранные. Изменения в игре, разная манера пения – очень профессионально. Словом, актером был создан сложнейший, многогранный образ, который редко встретить в спектаклях такого жанра.
Немало комплиментов хочется сказать в адрес Веры Свешниковой в роли Мерседес. Обычно взрослой женщине непросто играть юность, но Вера сумела не только быть убедительной, но и петь «молодым» голосом без писка, излишней высоты что ли – большая работа. Взрослая Мерседес – совсем другая, раненая, трагичная и мудрая фигура, сосредоточенная на сыне и вырванная из своего мрачного, но стабильного, мирка появлением старой любви. Если в первом акте Мерседес намеренно «голубая героиня», одна из многих, что означает простоту, обычность выбранных героев, то во втором явно особенная. Очень качественная работа.
При всех своих достоинствах, «Граф Монте-Кристо» рассчитан на широкую публику, поэтому доходчив и понятен, стилен, но не излишне концептуален. Он действительно очень хорош, и здесь я могу привести в пример мою маму, которая на дуэт Эдмона и Мерседес во втором акте непроизвольно отреагировала: «Обалдеть!». Это невероятно высокая с ее стороны оценка, поскольку она, будучи театралом со стажем, знающим театр с обеих сторон кулис, в принципе со скепсисом относится к мюзиклам в целом, а удивить ее очень сложно даже драматическим спектаклям, но здесь - удалось. Для меня это показатель. Что же до меня, то – скажу страшную вещь – считаю петербургского «Графа Монте-Кристо» лучше и сильнее московского его коллеги, хотя в театре Оперетты их постановку я смотрела раз 5 в свое время. Все равно в Северной столице – лучше. Удивили так удивили. Надеюсь, такие сюрпризы еще будут.
«Граф Монте-Кристо», либретто Джека Мерфи по мотивам романа Александра Дюма, композитор Фрэнк Уайлдхорн, русский текст Сусанны Цирюк. Режиссер Керо (Венгрия), художник по декорациям Тамаш Ракай (Венгрия), художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили, хореография Рик и Джеф Куперманы (США). Основная сцена, продолжительность 2 часа 50 минут с антрактом. Премьера состоялась 11 ноября 2017 года.
Состав: Евгений Шириков (Эдмон Дантес/Граф Монте-Кристо); Вера Свешникова (Мерседес); Александр Суханов (Фернан); Сергей Брага (Вильфор); Константин Китанин (Данглар); Андрей Матвеев (Аббат Фариа); Наталия Диевская (Луиза Вампа); Алексей Байков (Альбер); Елизавета Белоусова (Валентина); Владимир Ярош (Джакопо); Александр Шапоров (Моррель); Денис Коновалов (Луи Дантес).