Найти в Дзене
Тверские ведомости

История с «Бородой»: Врач-доброволец рассказал, как он изменился за три поездки на Донбасс

Оглавление

Травматолог-ортопед, доцент кафедры травматологии и ортопедии Тверского медицинского университета Александр Шаров был признан дипломантом в номинации «Социальное служение» на региональном конкурсе «Человек года-2023». Почетную награду он получил работу на освобожденных территорий.

Фото из личного архива Александра Шарова
Фото из личного архива Александра Шарова

Травматолог-ортопед, доцент кафедры травматологии и ортопедии Тверского медицинского университета Александр Шаров был признан дипломантом в номинации «Социальное служение» на региональном конкурсе «Человек года-2023». Почетную награду он получил работу на освобожденных территорий.

Александр Николаевич в медицине с 15 лет. Он записался на курс медицинских сестер при Ржевском медколледже, когда учился в 10 классе. И за два года понял, что в помощи людям – смысл его жизни. Поэтому после окончания школы поступил в медакадемию. Как врач-ортопед, в том числе и детский, травматолог он много лет работал в Ржевской ЦРБ, затем в клинической больнице «Скорой медицинской помощи». А с 2019 года Александр Шаров передает свой опыт и знания студентам ТГМУ.

Он по состоянию здоровья не служил в армии, да и на специальную военную операцию попасть не мог. Однако, как полушутя отметил сам Александр Николаевич, все-таки нашел способ попасть в зону соприкосновения – благодаря своей профессии.

В больнице Мариуполя

В начале 2023 года Александр Шаров отправился в город Мариуполь, который русские военные освободили в мае 2022-го. Он поехал с группой медиков из разных регионов России, организованной Федеральным центром медицины катастроф. И по распределению оказался в больнице интенсивного лечения. Днем он принимал детей, а остальное время работал в экстренных ситуациях, оперировал.

Фото из личного архива Александра Шарова
Фото из личного архива Александра Шарова

– Конечно, первые впечатления были яркие. Картинка удручающая: сгоревшие полностью дома, разрушенный мост, который, кстати, быстро восстановили. Строители вокруг бегают как муравьи, заново возводя город. За месяц в больнице на моих глазах вырос новый район, – поделился Александр Шаров.

Кроме того, он рассказал несколько историй, которые услышал из первых уст – от врачей, медсестер, пациентов.

– Местные ребята с болью в голосе и со слезами на глазах рассказывали, как «азовцы» выставляли людей живым щитом. Больницу в принципе никто из военных не трогал, но украинские танки прятались за здание при наступлении наших. Коллеги-травматологи видели все собственными глазами, – сообщил Александр Николаевич. – А медсестры рассказывали, как снайперы стреляли на улице в пожилых людей. Для чего – непонятно. Вот наглядный ответ тем, у кого возникают вопросы, зачем все это нужно.

Боль за детей

В то время Мариуполь, который до боевых действий насчитывал около 400 тыс. жителей – как Тверь, словно вымер. Многие молодые люди, семьи уехали. К примеру, на плановый осмотр к Александру Николаевичу, как детскому ортопеду, пришли всего 8 годовалых малышей – больше просто нет. Всего за месяц врач принял около 200 ребят. И, как он сам признался, работать с детьми любит больше, чем со взрослыми.

Фото из личного архива Александра Шарова
Фото из личного архива Александра Шарова
– Однажды на прием пришел мальчик 12 лет: он повредил ногу, когда копал могилы, перезахоранивал родных и знакомых. Он пришел с бабушкой, и я даже не спрашивал, где его родители, – поделился Александр Шаров. – Меня очень поразили его не по годам взрослый взгляд и серьезность рассуждений.

После приема каждый юный пациент получал от доброго доктора и его медсестры сладости из «Коробки храбрости» – ее наполняли леденцами и конфетами врачи, чтобы хоть немного поддержать детей. А однажды «акцию» поддержали и бойцы, передав для малышей сладости с позитивными подписями: «от Мига», «ты молодец» и другими словами поддержки.

Фото из личного архива Александра Шарова
Фото из личного архива Александра Шарова

«Боевое» крещение

Второй раз летом 2023 года Александр Шаров поехал в Луганск, в военный госпиталь. Он сразу получил позывной «Борода». Здесь пришлось работать уже с боевыми травмами, минно-взрывными ранениями.

– Были случаи, когда осколки снарядов останавливались в считанных миллиметрах от сердца или других важных органов, – рассказывает об особенно сложных случаях врач. –Люди чудом остались живы.

А однажды сам оказался в критической ситуации. В первые дни его работы в госпиталь вместе с другими ранеными приехал боец с раной – в ноге у него оказался 30-миллиметровый снаряд, который врачи благополучно вытащили.

– Это удача, что снаряд не взорвался, когда боец ехал с другими ранеными в госпиталь, сидел в очереди на прием или находился в операционной. Тогда могло бы пострадать много людей. Но все обошлось, – рассказал Александр Шаров.
Фото из личного архива Александра Шарова
Фото из личного архива Александра Шарова

Любить Родину не стыдно

Третью поездку на Донбасс, в Луганск, в январе–феврале этого года уже можно назвать рядовой. Александр Шаров отправился в тот же военный госпиталь, в медотряд, причем не через Центр медицины катастроф, а сам: купил билет и поехал. С третьего дня уже вышел на дежурство, так как быстро вник во все уже знакомые процессы.

– Тогда я побил рекорд: за операционным столом отработали 13 часов, хотя обычно проводили не больше восьми. Потом до часу ночи еще писал протоколы. Всего провели 7 операций. Тяжеловато, конечно, но справились, – поделился Александр Николаевич.

Три этих поездки изменили Александра Шарова и как врача, и как человека. С одной стороны, он получил огромный опыт, пообщался с медиками со всей страны, а с другой – изменилось его мировоззрение.

– Я понял, что патриотом быть не стыдно, – сказал он. – В 1990-е годы нам все внушали, что это глупости, что только американцы могут вешать на дома флаги и петь гимн. Сегодня же всем стало очевидно, что любить свою Родину – это нормально. Помогать другим людям – тоже.
Фото из личного архива Александра Шарова
Фото из личного архива Александра Шарова

Помощь рядом

В прифронтовой зоне Александр Шаров оценил масштабы поддержки наших бойцов, врачей, местных жителей. Каждый день в Луганск привозили гуманитарные грузы – от носков и салфеток до дорогого медицинского оборудования. Например, при нем в отряд поступил аппарат для обработки ран стоимостью примерно 6 млн рублей. Снабжение госпиталя, отмечает Александр Николаевич, налажено очень хорошо: всегда был необходимый запас медикаментов, инструментов, одежда для раненых.

Отлично помогали медикам и добровольцы – в луганском военном госпитале всегда были «на подхвате» волонтеры и сестры милосердия из Больницы святителя Алексия.

Отвлечься от тяжелой реальности раненым и медперсоналу помогали концерты и встречи с известными исполнителями. На стенах госпиталя висели трогательные рисунки детей со словами благодарности участникам СВО и врачам.

– Я специально поинтересовался у бойцов: есть ли для них смысл в детских письмах и рисунках? А они ответили, что на передовой очень нужны. Добрые слова греют душу и придают сил.
Фото из личного архива Александра Шарова
Фото из личного архива Александра Шарова

Поделиться опытом

После каждой поездки на Донбасс Александр Шаров выступал перед преподавателями и студентами на конференции: делился опытом и впечатлениями. В ТГМУ у студентов пятого года обучения давно проводят занятия по «Военно-полевой хирургии». А недавно такой же курс ввели и для ординаторов.

– Раньше на курсе читали небольшие лекции, как все устроено в теории. Сегодня это занятия с практикой, рассказывающие о современных особенностях такой хирургии, – заметил Александр Шаров.

Оказывается, его студенты тоже не раз хотели поехать в зону СВО добровольцами. Но в результате молодых ребят просто не отпустили родные.

– В первый раз я тоже преодолел сопротивление близких, – признался Александр Николаевич. – Потом стало проще: все оказалось не так страшно. Сегодня моя семья, маленькая дочка беспокоятся за меня. Но я знаю, ради чего я еду – не ради денег или наград, я хочу помогать людям. Летом снова планирую отправиться к ребятам в Луганск. Просто позвоню им – выезжаю, и в путь.

Ирина Тюрина