Новое исследование показало, что доисторические люди в Бразилии вырезали рисунки на скале рядом со следами динозавров, что позволяет предположить, что они, возможно, находили их значимыми или интересными.
Наскальные рисунки, которые археологи называют петроглифами, находятся на месте под названием Серроте-ду-Летрейру в Параибе, сельскохозяйственном штате на восточной оконечности Бразилии. Исследователи впервые заметили эти следы в 1975 году. Но теперь они интерпретируются как следы после недавних полевых исследований с помощью дронов, которые обнаружили ранее невидимые резные изображения. Следы принадлежат динозаврам мелового периода, закончившегося 66 миллионов лет назад.
Люди обычно думают, что коренные жители не знали о своем окружении или не обладали каким-либо научным духом или любопытством», — сказал соавтор исследования Леонардо Трояно, археолог из Института национального исторического и художественного наследия в Бразилиа. «Но это неправда. Совершенно очевидно, что их интересовали следы. Мы никогда не узнаем, знали ли они о динозаврах, но ясно, что им было любопытно узнать об отпечатках, и они считали, что они имеют какое-то значение.
Петроглифы Серроте-ду-Летрейру — не первые примеры наскального искусства, найденные рядом с отпечатками динозавров, но авторы исследования заявили, что, по их мнению, беспрецедентная ясность связи между ними в этом конкретном месте может иметь серьезные последствия для палеонтологии. археология и изучение культурного наследия.
Геометрические фигуры
Неясно, как давно были созданы петроглифы. Но в исследовании, опубликованном в марте в журнале Scientific Reports , отмечается, что радиоуглеродное датирование выявило захоронения в этом районе возрастом от 9400 до 2620 лет, что позволяет предположить, что племена, покинувшие их, должны были жить в это время.
«Эти люди, вероятно, жили небольшими общинами, используя естественные скалистые убежища, которых очень много в этом районе», — сказал Трояно.
«Этот регион в Бразилии похож на глубинку в Австралии — здесь очень жарко и нет тени, поэтому стоять там и вырезать камень непросто. Это требует больших усилий, поэтому, выбирая это место, они делали это очень сознательно», — добавил он. «Они могли бы использовать множество других обнажений горных пород в окрестностях, но выбрали это».
Рисунки различаются по стилю, что позволяет предположить, что к ним могли приложить руку несколько художников. Некоторые имеют форму, напоминающую растения, а другие напоминают геометрические формы, включая квадраты, прямоугольники и круги. По словам Трояно, внутри кругов есть кресты или линии, которые могут выглядеть как звезды. Однако что означают эти маркировки, остается загадкой.
«Все они кажутся абстрактными, и если они представляли что-то для людей, которые их создали, мы не знаем, что именно», — сказал он.
Следы в Серроте-ду-Летрейру принадлежат трем типам динозавров: тероподам, зауроподам и орнитоподам. Исследователи подозревают, что люди, высекавшие скалу, могли принять некоторые из них за следы нанду — крупных местных птиц, похожих на страусов, чьи следы почти идентичны следам тероподовых динозавров.
Труднее представить, что доисторические люди могли подумать об отпечатках зауроподов, оставленных одними из крупнейших травоядных динозавров, когда-либо живших на планете, и поэтому непохожих ни на одно животное, которое было бы им знакомо. Вероятно, по этой причине преднамеренная связь между рисунками и этими конкретными отпечатками менее очевидна, отмечается в исследовании.
Ритуалы динозавров
Трояно сказал, что, по его мнению, следы могли быть оставлены во время общественных собраний.
Я думаю, что создание наскальных рисунков было встроено в своего рода ритуальный контекст: люди собирали и создавали что-то, возможно, используя какие-то психотропные вещества. У нас есть растение под названием юрема, которое является галлюциногенным, и его используют до сих пор», — сказал он. «Мы можем предположить, что люди использовали его и в прошлом, потому что он очень распространен и распространен в регионе. Я думаю, их интересовало, что означают эти следы, и я полагаю, они идентифицировали их как следы. Они заметили, что это не случайно.
По словам Трояно, есть и другие места с петроглифами поблизости от следов динозавров — в Соединенных Штатах и Польше — но они «далеко не демонстрируют такого же уровня преднамеренности», сказал он. Интенциональность определяется не только тем, насколько близки рисунки к отпечаткам, но и тем, перекрываются они с ними или нет. Если они не пересекаются, это говорит о «вдумчивости» создателей, предполагает исследование.
Трояно добавил, что он работает над последующей статьей, которая углубится в интерпретацию и анализ петроглифов Серроте-ду-Летрейру, основываясь на результатах текущего исследования.
По мнению Радослава Палонки, доцента археологии Ягеллонского университета в Кракове (Польша), который работал над подобными исследованиями, прямая связь рисунков со следами окаменелостей динозавров уникальна и может пролить больше света на важность, значение и значение наскального искусства. петроглифов, но не принимал участия в исследовании.
«О том, что места для наскальных рисунков были выбраны специально, свидетельствует, среди прочего, тот факт, что представители общин, создавших наскальные рисунки или петроглифы, часто размещали их очень близко к более древним изображениям, оставленным другими культурами», — Палонка сказал по электронной почте. «Так было в различных частях мира, где практиковалось наскальное искусство, и это очень хорошо видно, в частности, на юго-западе Северной Америки/юго-западе США, где сосредоточены мои научные интересы»
Ян Симек, выдающийся профессор антропологии Университета Теннесси в Ноксвилле, согласился. «Работа представляет собой интересный новый пример того, как древние люди наблюдали и включали окаменелости на ландшафте в свой религиозные опыты и интерпретации», — сказал Симек, который также не участвовал в новом исследовании петроглифов.
«Историк науки (Стэнфордский университет) Адриенн Майор показала, как древние греки и римляне рассматривали окаменелости как свидетельство существования гигантов и монстров из их собственных мифологий и как коренные народы Северной Америки видели повествования о своем происхождении в окаменелостях, которые они наблюдали, разбросанных по их ландшафтам. - сказал Симек по электронной почте. «Случай с Бразилией является еще одним археологическим примером этой очень человеческой тенденции связывать духовный мир, созданный в воображении, с необъяснимыми вещами в мире вокруг нас».
Поддержите канал Занимательная археология вашим вниманием и подпиской.