Этой статье следовало бы дать какой-нибудь кликбейтный заголовок типа "Шок!", "Сенсация!" и тому подобное.
А дело вот в чём. Искала я материал для очередной статьи и зашла в польскую Википедию почитать про полонез. Как вдруг вижу там следующий текст: "В XX веке на стодневках* полонез обычно танцевали под мелодию "Прощания с Родиной", композиции Кацпера Наполеона Высоцкого (ошибочно приписываемой Михалу Клеофасу Огинскому)".
Что? Полонез Огинского написал не Огинский? Пошла разбираться. И вот что оказалось.
Оказывается, в октябре 2023 года музыковед из Польши Агнешка Лещинская (Agnieszka Leszczyńska) опубликовала в журнале "Музыка" ("Muzyka") статью, где утверждает, что настоящим автором знаменитого полонеза является композитор и музыкант Кацпер Наполеон Высоцкий. Вот доводы Лещинской:
- ни один источник не подтверждает, что полонез был написан, как гласит легенда, в 1794 году после поражения восстания Костюшко и эмиграции Огинского;
- не существует рукописи этого произведения;
- сам Огинский никогда не упоминал об этом полонезе;
- фамилия Огинского, как автора, появляется только в издании 1855 года, через 22 года после смерти композитора, а название "Прощание с Родиной" ещё позже, в издании 1859 года;
- и наконец, главное: самая ранняя версия этого полонеза называлась Marche triomphale suivie d’un Polonaise nationale и была опубликована в 1831 году за авторством Наполеона Высоцкого. Правда, эта версия полонеза несколько отличалась от последующих.
Однако позже другой польский музыковед Войцех Гургуль (Wojciech Gurgul) опубликовал в том же журнале статью с доводами против авторства Высоцкого. В ней Гургуль пишет, что впервые этот полонез был опубликован ещё в 1829 году в "Петербургском журнале для гитары", который издавал Андрей Сихра, известный в то время гитарист, педагог и композитор. Полонез был издан в переложении для семиструнной гитары и в другой тональности – g-moll, а не a-moll. Автор указан не был.
Высоцкий родился в 1810 году, с 1824 года учился музыке в Берлине. В 1829 году ему было всего 18 лет, 19 исполнилось только в декабре. Получается, что Высоцкий к 1829 году должен был успеть написать такое зрелое и мощное произведение, издать ноты, эти ноты должны были из Берлина каким-то образом попасть к Андрею Сихре в Петербург, Сихра должен был переложить их для семиструнной гитары (Высоцкий был пианист, а не гитарист) и только после этого опубликовать в своём журнале. Не стыкуется. Нет, есть, конечно, вундеркинды вроде Моцарта, которые писали гениальные произведения в очень юном возрасте, но, думаю, здесь не тот случай.
Таким образом, вопрос авторства полонеза Огинского остаётся открытым. И на известный шуточный вопрос "Кто написал полонез Огинского?" уверенно ответить пока невозможно. Мне кажется, что существовали другие, более ранние издания полонеза, просто эти ноты либо не сохранились, либо пылятся где-то в архивах или библиотеках и ждут своего часа.
*стодневка (studniówka) – школьный бал, который проходит за сто дней до начала экзаменов в выпускных классах