XX век был временем глубоких социокультурных и политических изменений, и живопись как искусство не осталась в стороне от этих процессов. В живописи возникло новое течение, которое получило название модернизм. Расцвет модернизма пришёлся на первую половину XX века. Модернизм отразился в разных областях искусства и сыграл важную роль в живописи. По сути, он полностью преобразил искусство живописи тех лет.
Философия модернизма
Модернизм — это направление в искусстве, которое возникло в конце XIX века и продолжалось на протяжении всего XX века. Это направление было реакцией на быстро меняющийся мир, промышленную революцию, научные открытия и политические трансформации. Модернизм совершенствовался на отрицании художественных устоев прошлого и стремлении к обновлению художественных форм. Философией модернизма и главной его ценностью является самовыражение. Приверженцы модернизма считали, что только абсолютная свобода и эксперимент способны придать новый смысл живописи.
Обновление художественных форм
Ключевыми элементами модернизма в живописи являются изменения в технике создания произведений и использовании материалов. Модернизм характеризуется однотонным фоном, чётким контуром и плоскими, растущими в высоту изображениями. Провозгласив независимость искусства живописи от реальной жизни, художники экспериментировали в области цвета и применяемых материалов. Традиционные масляные краски были дополнены новыми материалами: акрилом и казеином. Появились новые техники, такие как дриппинг или фьюмаж. В сознании приверженцев модернизма происходила переоценка представлений о цвете, пространстве и красоте произведения. Это позволило художникам освоить новые возможности и выразительные средства, а также подчеркнуть современный характер их работ.
Экспериментальные течения в живописи эпохи модернизма
Модернизм сломал устаревшие художественные стереотипы и вдохновил художников на поиск новых и необычных способов выражения своих идей. Художники больше не были привязаны к традиционным жанрам, техникам и темам. Они могли свободно экспериментировать и выражать свою индивидуальность. Это привело к появлению различных экспериментальных течений в живописи, таких как сюрреализм, абстракционизм, экспрессионизм, кубизм и другие. Все они в совокупности и каждый в отдельности внесли определённый вклад в развитие живописи того времени.
Сюрреализм
Являясь одной из новых форм творчества, сюрреализм основан на внезапном озарении художника, хаотичном или случайном воспроизведении предметов и явлений, переплетении снов и реальности. Примером тому может служить факт из биографии эксцентричного Сальвадора Дали. Художник использовал метод интервального сна для того, чтобы, проснувшись, перенести на полотно образы, возникшие в подсознании. Художники бунтовали против устоявшихся ценностей. Они создавали на своих полотнах ирреальные миры с отталкивающими, а иногда и устрашающими сюжетами. Детские страхи, сексуальные безумства и навязчивые фантазии, родившиеся в головах художников, нашли своё воплощение на полотнах.
Абстракционизм
Абстрактная или беспредметная живопись зародилась в первые десятилетия ХХ века. В это время художники перестали стремиться в своём творчестве к идеальному воспроизведению реальности. Они начали искать новые способы выражения эмоций, идей и внутреннего мира через абстрактные (отвлечённые) формы, яркие цвета и множество текстур. Отказавшись от узнаваемых форм и применяя смелые цветовые сочетания, мастера кисти стремились вызвать у зрителя разного рода ассоциации. Традиционное представление реальности было заменено абстрактными, часто загадочными произведениями, которые требовали от зрителя активной интерпретации. К таким произведениям относится «Чёрный квадрат» К. Малевича.
Экспрессионизм
Это экспериментальное течение эпохи модернизма возникло на фоне социальных противоречий и банальности бытия, вызывавших у художников разочарование, тревогу, раздражение и неудовлетворённость. Негативные чувства экспрессионисты воплощали на холстах с помощью грубых мазков, искажённых линий и форм. Используя кричащую цветовую гамму и приём контрастности тонов, художники стремились отобразить свои переживания и обострённую эмоциональность. Воплощением экспрессионизма может служить известная многим картина «Крик» Эдварда Мунка. С подачи экспрессионистов в произведениях проявились мотивы обречённости, одиночества и смерти.
Кубизм
Художественной особенностью кубизма является использование в творческих работах кубических форм. Художники использовали приём разложения объектов на геометрические сегменты для формирования из них новых изобразительных форм. Началом кубизма послужила картина Пикассо «Авиньонские девицы». В этой же манере написана и его «Герника».
Заключение
Модернизм был важным этапом в развитии живописи XX века. Это время пересмотра традиционных представлений о живописи и замена их на абстрактные формы, создание необычных, а порой и казусных произведений. Модернизм стимулировал художников к поиску новых идей, изменениям в технике, экспериментам с материалами и цветом. Основными признаками модернизма являются особое видение мира, отрыв от реальности и внутренняя свобода художника.