Во время войны 23-летняя учительница начальных классов Матрёна Вольская, будучи беременной, совершила настоящий подвиг, который навсегда должен остаться в памяти миллионов людей. Девушка вместе с двумя помощницами спасла от фашистов более 3 тысяч советских детей. Забыть такое было бы проявлением варварского кощунства.
Матрёна Вольская родилась 6 ноября 1919 года в деревне Задириха Смоленской губернии в далеко не богатой крестьянской семье. Родители пытались обеспечить девочку всем необходимым, но получалось это не всегда. Даже в школу по причине бедности Матрёна пошла с запозданием. Попросту не было приличной для учёбы одежды.
Окончив "семилетку", девушка год проработала в библиотеке, а затем в возрасте 18 лет поступила в педагогический техникум на заочное отделение. По причине острейшей нехватки кадров в селах и деревнях, девушка параллельно обучению стала работать учительницей начальных классов в деревне Басино.
В том же учебном заведении произошло знакомство Матрёны с будущим супругом Михаилом Вольским. Михаил был учителем математики в деревенской школе. Между двумя преподавателями почти мгновенно пробежала искра, итогом которой стала сначала крепкая дружба, а затем не менее крепкий брак, полный любви и взаимопонимания.
В июне 1941 года девушка окончила техникум, став обладательницей диплома, свидетельствующего о наличии среднего педагогического образования. Жизнь советской девушки в перспективе казалась ясной и безоблачной. Впору было строить планы о будущем, мечтать о детях, радоваться каждому новому дню.
Но вероломное вторжение фашистских захватчиков разбило кажущуюся монолитной идиллию вдребезги. Судьбы миллионов людей крепко и надолго переплелись с войной, в один миг превратившись в одно сплошное жестокое испытание.
Уже через месяц после начала первых боестолкновений немецкие войска оккупировали Смоленскую область, в том числе и деревню Басино. Нередко гитлеровцы оставляли после себя выжженную землю. Дотла сжигались села, их население поголовно уничтожалось. Никого жалеть не собирались. Ни детей, ни стариков.
Очень многие советские люди не смогли смирится с новой кровавой реальностью. Многие стали участниками партизанского движения. Супруги Вольские так же не смогли оставаться в стороне и стали активными участниками местного подпольного сопротивления.
В отряде молодая учительница получила позывной "Месяц". Матрёна отважно и добросовестно выполняла любые полученные задания. Девушка добывала данные о передвижениях противника, искала бреши во вражеской обороне и даже участвовала в боевых действиях.
Помимо этого, Матрёна служила связной. То, что девушке была вверена такая ответственная и опасная должность, говорит о большом доверии к ней со стороны вышестоящего руководства, а так же о безусловном наличии волевых качеств в характере девушки.
Летом 1942 года партизанская разведка получила данные о том, что немецкие власти в ближайшее время планируют вывезти в Германию тысячи детей и подростков со всех ближайших окрестностей. По задумке гитлеровцев, советские дети должны были заниматься тяжёлым физическим трудом в немецком тылу.
Партизаны ни в коем случае не могли этого допустить. Было принято коллективное решение об эвакуации всех детей и подростков на Большую землю. Был разработан маршрут длиною около 200 километров через труднодоступные места для того, что бы минимизировать вероятность попасться в немецкую западню.
Ведущей колонны была назначена беременная Матрёна Вольская. Её помощницами стали еще одна учительница Варвара Полякова и медсестра Екатерина Громова. Совсем еще молодым девушкам предстоял долгий и тяжелый путь, наполненный коварными опасностями.
В деревню Елисеевичи, находящуюся под полным контролем партизан, стали переправлять деток со всей округи. В поход брали тех, кому исполнилось минимум 10 лет. Более маленькие дети имели совсем уж призрачные шансы пережить это изнурительное путешествие.
В путь выдвинулись огромной колонной, которая растянулась на несколько километров. Около полутора тысяч детей и трое взрослых медленно шли по дороге, которая должна была стать для них дорогой жизни. Хотя в конечный успех веры было немного. Слишком уж сказочно выглядел счастливый конец для этой отчаянной затеи.
Чтобы хоть как-то управлять огромной толпой, было решено детей разделить на три группы, каждой из которых управляла одна из взрослых девушек. Помимо этого, такие группы делились на группы поменьше, где роль вожатых примеряли на себя дети постарше. Маленькие дети постоянно плакали и капризничали, и тогда старшие товарищи старались их образумить и приободрить. Детский рев и слезы стали постоянными спутниками этого похода.
Вольская шла впереди колонны вместе с группой детей постарше, проверяя дорогу и стараясь не сбиться с пути. Уже на первой ночёвке девушку через связного вызвали в штаб партизанского командования, что бы сообщить о том, что фашисты разбомбили деревянную переправу, по которой, согласно маршруту, группа намеревалась переправится через болото.
Пришлось кардинально менять маршрут и вести детей через опасные болотные топи. Огромную помощь в этом оказали местные партизаны, хорошо знающие окрестности. Их подспорье в этом деле, бесспорно, помогло спасти многие детские жизни и ускорило темп движения колонны.
Зачастую Матрёна сама шла на разведку, даже когда все остальные уже восстанавливали силы на привале. Девушка, которая отдыхала на порядок меньше других, в эти моменты проверяла безопасность дальнейшего пути. 25 июля колонна добралась до места, где, согласно маршруту, планировалось пополнить запасы. Но и тут колонну ждала неудача.
Оказалось, что еды в деревне нет, а колодцы отравлены и вода в них больше не пригодна для питья. К тому же немцы, согласно информации от партизан, находились совсем недалеко. Поэтому было принято решение, несмотря на общую усталость, уходить глубже в лесную чащу. Вскоре после ухода детей из деревни её стала интенсивно обстреливать немецкая артиллерия.
Матрёна практически не спала все эти тревожные дни. Каждый раз, когда группа останавливалась на привал, девушка вновь и вновь уходила на разведку местности. Голодная и изнеможденная, она продолжала идти, несмотря ни на что. Помимо утомлённости, ее не переставали мучить боли — нестерпимо болел живот, беременность была под серьезной угрозой.
По мере продвижения, к колонне присоединялись все новые и новые группы детишек из окрестных деревень и сёл. Дети искали спасение в рядах этого отчаянного марша. Каждому хотелось непременно покинуть этот ад. Никто не хотел быть насильно увезенным в Германию. Вскоре в колонне насчитывалось уже около двух тысяч детей разных возрастов. Взятые с собой скудные припасы быстро закончились. Питаться приходилось чем придется. Щавель, заячья капуста, подорожники, ягоды и грибы - помогали ребятам не умереть с голоду.
Нехватка воды ощущалась еще более критически. Встречные колодцы практически всегда были отравлены или заминированы гитлеровцами. Помимо этого, стараясь еще сильнее осложнить жизнь беззащитным детям, немцы несколько раз подвергали колонну бомбардировке. Во время таких обстрелов была серьёзно ранена совсем еще маленькая девочка.
29 июля колонну встретили 4 высланных навстречу грузовых транспорта, на которые погрузили около двухсот самых обессиленных детей. Остальные ребята еще долгих трое суток добирались до станции. Изнуренные дети постоянно плакали и падали, но не переставали идти. До самого отправления на станцию подходили новые и новые группы детей. По итогу в вагоны село уже 3240 подростков со всей округи.
Припасённых для ребят продуктов оказалось явно недостаточно для поддерживания жизни. Для детей заранее заготовили 500 кг хлеба, но на более чем трех тысяч детей этого оказалось слишком мало. Менее 200 грамм на одного ребенка. Так же местные красноармейцы, войдя в положение, пожертвовали 100 кг сухарей из личных скудных запасов. Но и это в корне картину не меняло. Стало понятно, что изнеможденные дети долгую эвакуацию на Урал попросту не переживут. Многие из них уже были в критическом состоянии. Ввиду плохого питания у многих начались кишечные заболевания.
Тогда Вольская с подругами стали рассылать телеграммы в города по пути следования поезда, прося и даже требуя, что бы населённые пункты приняли у себя детей. Согласием ответило руководство города Горький. Поезд с детьми прибыл в город утром 14 августа. Его встречали представители администрации города с врачами и медицинским персоналом. Многих детей пришлось выносить на носилках и транспортировать в больницы. Из - за усталости, голода и сопутствующих заболеваний у детишек попросту отказывали ноги.
На новом месте детей сначала лечили и выхаживали в госпиталях, а затем распределили по школам и ремесленным мастерским города. Позже многие из них помогали ковать победу над фашизмом на различных предприятиях. В дальнейшем многие вернулись в родные края, но часть из них (преимущественно сироты) так и осталась в Горьком и иных населенных пунктах области.
Безусловно, кто-то из этих детей не пережил по итогу эту беспощадную войну. Голод, болезни, немецкие бомбардировки и другие преграды не позволили кому-то из них пройти этот путь от начала и до конца. Однако эту операцию по спасению несовершеннолетних называют крупнейшей за всю историю Великой Отечественной Войны. Благодаря храбрости и самоотверженности Матрёны Вольской, Варвары Поляковой и Екатерины Громовой, которым на момент этих событий не было и 25 лет, тысячи детей остались живы и не попали в рабство к фашистам.
Всю свою жизнь Матрёна Вольская проработала учителем в младших классах. Женщина стала матерью 4-х детей. За операцию по спасению детей никаких наград после войны она не получила. Она всегда жила скромно, о тех тяжёлых днях и о своём участии в столь опасной операции никому особо не рассказывала. Подвигом свой поступок не считала. Также молчали Варвара Полякова и Екатерина Громова.
История получила огласку лишь в 1975 году, когда страна собиралась праздновать тридцатилетие победы над фашизмом. В ходе расследования и изучения тех дней, нашлись нескольких участников того похода, которые выразили благодарность своим спасительницам. Летом 1978 года о подвиге было решено снять документальную передачу. К этому времени Матрёна Исаевна была уже тяжело больна, поэтому повторное интервью (первое было утеряно) у женщины взять не удалось. Телепрограмма вышла в эфир 18 декабря 1978 года. По рассказам близких женщины, она все таки успела её посмотреть. А через 5 дней после этого Матрёна Исаевна скончалась после продолжительной болезни в возрасте 59 лет.
Вечная память!