Уже несколько дней эта книга не выходит у меня из головы. Пока читала, я даже не думала, что останется такое мощное послевкусие от книги, ведь повествование протекает достаточно спокойно, без неожиданностей. Однако ближе к концу как будто закручивается спираль, отголоски одной истории проявляются в другой, появляются ответы на мучающие вопросы. И вроде бы стремительного развития сюжета нет, но дыхание учащается и хочется читать быстрее, еще быстрее, чтобы скорее добраться до развязки.
Вау, это было прекрасно.
О чем роман? Обо всем. В нем переплетаются жизни и судьбы Анны и Омира, находящихся по разные стороны стены во время осады турками Константинополя в 1453 году; ветерана войны в Корее и любителя древнегреческой литературы Зено и аутичного экотеррориста Сеймура в современном мире; а также Констанции, которая летит к другой планете на космическом корабле "Арго" в далеком будущем, когда Земля стала непригодна для жизни. Это роман о силе человеческого духа и ума, о страхе и смелости, о любви и потерях, о самопожертвовании и стремлении к чему-то большему, к лучшей жизни.
Энтони Дорр проделал колоссальную, поразительную работу. В книге 6 веток персонажей, 4 разных отрезка времени, истории перекликаются между собой, при этом имея полноценное развитие внутри себя. Через всю книгу, через все времена красной нитью проходит история Аитона - героя "Заоблачного Кукушгорода", написанного Антонием Диогеном. Я не скажу, что этот труд представляет собой какое-то невероятное произведение, напротив, оно довольно простое, но его влияние на судьбы каждого из персонажей огромно. Особенно хочу отметить, как точно были вплетены в повествование отсылки к "Кукушгороду": часть истории дается в начале главы, как отрывок из кодекса Диогена, потом, например, отец Констанции рассказывает ей на ночь именно тот отрывок, который является логическим продолжением истории, или дети читают отрывок пьесы, или преподаватель древнегреческого цитирует главного героя. Благодаря таким небольшим отсылкам повествование как будто продолжается все время. Вот эта ниточка, постоянно тянущаяся через весь роман, связывающая прошлое и будущее своим незатейливым на первый взгляд сюжетом, - и есть самое удивительное для меня открытие. Я же говорю - колоссальная работа.
Все истории объединяет то, что разными своеобразными путями героям удается спасти старинный кодекс Диогена. Один человек, не всегда даже понимающий ценность написанного, спасает древнее произведение от исчезновения, дает ему новую жизнь, передает историю Аитона на много поколений вперед. Всего-то и требовалось - быть неравнодушным к труду другого человека, приложить немного усилий для его сохранения и тем самым неосознанно повлиять на жизни людей через сотни лет.
Текст – книга – хранилище памяти людей, которые жили прежде. Способ сберечь память после того, как душа отправилась дальше… Однако книги, как и люди, умирают. Они умирают от пожаров, наводнений и червей, умирают по прихоти тиранов. Если их не беречь, они исчезнут из мира. А когда из мира исчезает книга, память умирает вторично.
Вообще, в книге много говорится о смерти, страхе смерти и борьбе за каждый новый день. Все персонажи сталкиваются с большим количеством потерь, которые переживаются как свои собственные. При этом мы не видим драму или душещипательные прощальные монологи, никакого пафоса, как будто это самое естественное развитие событий. Самым тяжелым для меня, как читателя, был момент, когда Констанция осознала, что она проведет всю жизнь на космическом корабле и не долетит до конечной цели. Девочка предподросткового возраста столкнулась не только с неизбежностью смерти, но и с бесперспективностью своей жизни. Так что стараниями Энтони Дорра мы с ней вдвоем переживали экзистенциальный кризис)))
Хочется также поделиться своими размышлениями над "Заоблачным Кукушгородом". Как я писала выше, это произведение только на первый взгляд кажется простым и незатейливым. История Аитона была написана Диогеном для умирающей племянницы, чтобы каждым новым неожиданным поворотом на пути героя задержать ее в этом мире. Пастух услышал историю о городе на облаках, где нет страданий, только счастье и полнейшая утопия, и решил во что бы то ни стало попасть туда. В заоблачный город могут попасть только птицы, так что Аитон предпринимает множество попыток превратиться в храброго орла или мудрую сову, стать достойным входа в этот город. Ничего не напоминает? Как по мне, это аналогия с поисками рая и уходом в религию. Человек делает все возможное, чтобы заслужить себе место в раю после смерти, забывая про свою единственную жизнь. Проходит через страдания, лишения, его ведет только вера в этот заоблачный город, где нет голода, войн и страданий. Нужно только немного себя переделать, чтобы быть достойным. Финал истории Аитона придумали дети, так как оригинальный текст практически не сохранился. Именно их версия напоминает нам о важности и ценности жизни в настоящем.
Думаю, как и «Весь невидимый нам свет» Дорра этот роман надолго задержится в списке бестселлеров. Написано прекрасно, ни к чему не хочется придраться. Возможно, найдутся историки, которые выявят неточности в описании осады Константинополя, или физики, которые будут закатывать глаза каждый раз при упоминании «Арго» - я ни то, ни другое, мое неведение позволяет мне наслаждаться созданной картиной. Для меня этот роман правда обо всем: о прошлом, будущем, но в первую очередь о неповторимом настоящем.
Все, что в этом мире кажется вечным, - горы, богатства, империи – их нерушимость лишь иллюзия. Мы считаем их неизменными лишь потому, что живем краткий срок.