Павел Викторович Карманов (р. 1970) - наш современник и соотечественник, композитор и рок-музыкант. Любители качественной рок-музыки знают его по группе "Вежливый отказ", в составе которой он выступал до 2017 года.
А люди, далекие от рок-музыки, вроде меня, знают его как едва ли не самого значительного в современной России представителя направления, которое принято для краткости называть "минимализмом".
Про минимализм
Это направление оформилось и получило эстетическое обоснование примерно в 1960-х годах в США, но вообще-то оно складывалось постепенно и не только там, поэтому весьма разнородно и у каждого крупного мастера имеет свои особенности.
Если объяснять кратко (минималистично!), то минимализм противопоставляет себя авангардной "зауми" (додекафонии нововенской школы и сериализму послевоенного "второго авангарда"). Музыка вновь обретает чувственную привлекательность для слуха, а композитор не стесняется оперировать простейшими элементами - благозвучными аккордами и короткими мелодическими фразами, которые могут повторяться бесчисленное количество раз, словно бы не развиваясь, а наращивая звуковые пласты.
У некоторых американских минималистов такое восприятие музыки связано с увлечением восточной философией и религией, прежде всего, буддизмом (Филипп Гласс), у других мастеров - с возвращением к средневековым религиозным представлениям (эстонец Арво Пярт). А у Карманова - с рок-музыкой и с мироощущением жителя огромного мегаполиса (одна из его популярных пьес называется "Город, который я люблю и ненавижу" - или "Любимый и ненавидимый город").
Минимализм воспринимается гораздо проще авангарда (я-то предпочитаю авангард). Но это не значит, что работать в этом стиле по силам каждому, кто умеет подбирать аккорды и включать ритмический рисунок. У хороших композиторов (а Павел Карманов - большой мастер!) понятие "минимализма" становится условностью, потому что на самом деле работа с музыкальным материалом виртуозно сложна, а звуковая ткань полна чарующих тонкостей. А уж если такую музыку исполняют выдающиеся музыканты, то это просто улёт.
Концерт в День космонавтики
12 апреля 2024 года в концертном зале Зарядье состоялось одновременно два важных события. В Большом зале давали Торжественную мессу Бетховена под управлением Валерия Гергиева. А в Малом зале шел концерт под названием "Полёт" (The Flight), в котором произведения Карманова чередовались с документальными записями разговоров Юрия Гагарина с Сергеем Королёвым 12 апреля 1961 года. При этом концерт длился 108 минут - как принято считать, столько продолжался первый полет человека в космос (сейчас сведения уточнили, и в новых данных значится число 106).
В программе были:
1. Michael music, 2. Get in!!, 3. GreenDNK, 4. Delay music, 5. Music for the answering machine, 6. Music for spaceflights, 7. Innerlichkeit
Это не одно сочинение в семи частях, а собрание разных пьес, созданных в разное время.
Названия - на языках оригиналов, английском и немецком, я не рискну давать тут свои переводы. Гуглояндекс в помощь тем, что не читает по-иностранному.
Честно признаюсь, я не была ни на одном из концертов 12 апреля, поскольку читала лекцию. Жаль, бетховенскую мессу Зарядье не транслировало и не записывало.
А вот концерт "Полёт" записан, и его можно послушать.