Интересно, сколько же я не брался за перо? Ах, прошу прощения, за клавиатуру. Ныне ведь найти человека, который будет писать что-либо, используя ручку или хотя бы карандаш, найти весьма и весьма трудно. Впрочем, чего греха таить –лично я иногда это делаю. Причем использую для этого перьевой антиквариат. Но, сейчас не об этом, а о том, что пальцы мои сами потянулись к клавиатуре. И сейчас проверим: разучился ли я ясно излагать свои мысли и все ли в порядке у меня с памятью.
Книга природы
Итак, две недели назад, а точнее в последнее воскресенье марта, я таки принял участие в ежегодном, можно смело сказать традиционном мероприятии от «Белого Ворона» - ПВД (для тех, кто не в теме расшифрую: поход выходного дня – вышли утром, вернулись во второй половине дня), «Книга природы: весна 2024». Собственно, правильно звучит так: традиционное природоохранное мероприятие, объединенное с учётом водоплавающих и куликов. Задачи перед участниками стояли нехитрые: отметить сезонные изменения в природе и поискать новые площадки для наблюдения. Да! И полюбоваться на пернатых, как водоплавающих, так и тех, кто к воде имеет посредственное отношение. К слову, для меня участие в данном мероприятии это было дебютным.
О погоде
К месту старта, а это поворот на поселок Овражное, что по дороге на Неман, мы добирались на рейсовом автобусе. Согласно списку, в котором было прописано, что брать с собой, и во что наряжаться, мы шли в места сырые и холодные. На деле же было наоборот. За исключением сырости. Было довольно тепло, но и воды хватало. Солнышко старалось по-весеннему. А ветер, решил, что самое время погонять тучи. То он ими зашторивал солнечный диск, то рвал их в клочья, вновь являя миру, просыпающееся от зимней дремы, Ярило. Заливные луга тянулись к ошалевшему от пробуждения, а потому нагло вышедшему из берегов Инстручу, и безмятежно зеленели молодой травкой. На противоположной стороне дороги высились крутые склоны. Они были черны до невозможности. Началась пора весеннего пала. Сколько не втолковывай о том, что сухую траву жечь вредно, все едино – жгли и будут жечь. Помню и я в детстве этим занимался. Выходили мы с друзьями на поле, что раскинулось между улицей Российской и озером… Что-то меня вновь понесло в сторону от основной темы. Возвращаемся к «Книге природы».
Клещи и репелленты
Сойдя с дороги, члены нашей группы во исполнение приказания главного беловороновца Андрея Кленового принялись обильно опрыскивать себя репеллентами, чтобы предотвратить нападение мелких, но опасных тварей, кои также проснулись ото сна и не прочь были бы испить человеческой кровушки. Как вы поняли, речь идет о клещах. Облившись далеко не ароматным содержимым баллончиков, мы уверенные в своей безопасности двинулись в путь. Не могу не отметить тот факт, что клещам все эти репелленты до одного места. Чихать они хотели на отраву, цеплялись по возможности за штаны и пытались добраться до кожи. Наглецов удаляли самым надежным способом – пальцами. Впрочем, мы были предельно внимательны и осторожны и посему не позволили мелким гадам добраться до благородной беловороновской крови.
Ловля кракозябр
Группа разделилась. Один отряд, возглавляемый самим Андреем Васильевичем, двинулся напрямки к Инстручу, а на нашу долю выпало обследование небольшого озерца, чьи берега ощетинились сухим тростником, камышом и прочей околоводной растительностью. Хватало и молодой поросли кустарника. В общем, берега озерца были дикие и труднодоступные. Хотя, нашлось приличное местечко среди зарослей со свободным доступом к водной глади – вода там сверкала под лучами солнца и была до неприличия прозрачной. Наш отряд возглавила Ольга Сергеевна Кленовая, собственно говоря, это было ее мероприятие, именно она как один из лидеров общества занималась его организацией.
- Всё, что поймаете, - напутствовал нас Андрей Васильевич, - обязательно сфотографируйте.
Ловить «всё» мы должны были в какие-то алюминиевые сита. Наверное, у этих научных инструментов есть название, но, увы, мне оно неизвестно, поэтому пусть будет сито. Тем более что внешне они сильно смахивают на сей незамысловатый атрибут кухни. Ольга Сергеевна смело шагнула в воду и зачерпнула озерную водичку. Когда она дождём стекла обратно, на сеточной поверхности остались какие-то мелкие обитатели водной стихии. Ольга Сергеевна называла их, иногда даже по латыни, но у меня ничего в памяти не осталось. Для меня это были кракозябры членистоногие и даже безногие.
Герои идут в обход
Как раз в это время по берегам озера зацвела верба. Ольга Кленовая тут же рассказала, что верба бывает, как мужицкого полу, так и женского. И как их отличать. Хотел бы я это вам повторить, но… Всё напрочь вылетело из головы. Хотя, постойте! Вроде как вербы-мужики цветут ярче.
Солнце поднялось выше. Ветер продолжал свои забавы с тучами. И я, то накидывал ветровку, то скидывал ее. Уходя от озера, мы столкнулись с весенним разливом. Дренажная канава решила не отставать от своего старшего брата Инструча, ставшего вдруг не в меру полноводным. Её берега превратились в непроходимую топь. И даже те, кто был обут в соответствующую обувь, не смогли преодолеть разлившуюся водную гладь. Пришлось идти в обход. Это нас ничуть не огорчило, ибо погода была всё-таки больше хорошей, чем плохой. И потом, мы помнили, что согласно одному утверждению, прозвучавшему из уст сказочного героя – нормальные герои всегда идут в обход.
Небесное «блеяние»
Наконец, мы воссоединились с нашими товарищами. Их исследования были равноценны нашим, что означает: «ну, кое-что мы видели». Впереди блистал Инструч серебристо-серым покрывалом. За ним каким-то неопределённым цветом темнел лес, который мы называем Зеленым бором. Куликов нам не встретилось. А вот другие пернатые обитатели наших лугов своё присутствие обозначили. Хулиган ветер затянул небо серой пеленой, солнце изо всех сил пыталось сквозь нее пробиться, в результате получалось какое-то загадочное освещение. Из вышины этого марева падала вниз песнь одинокого жаворонка. А в моменты тишины с неба вдруг доносилось тихое «блеяние». Это небесный барашек – бекас пел свою пикирующую песнь. Правда, пел это не совсем точно – бекас ведь не поет, это он взмывает ввысь, чтобы затем спикировать, распушив хвост. Вот хвостом он и «блеет», за что и получил свое прозвище.
О «телевике» и моноподе
Дойдя почти до самого разлива. мы уселись на возвышенности аки воробышки на проводах и стали потреблять, взятые с собой вкусности. Это был первый привал. Попивая чаек вприкуску с печеньками и бутербродами, мы глубокомысленно всматривались в водную гладь, будто хотели увидеть всех, кто под ней живёт. Не увидев никого под водой, я решил осмотреть опушку леса. Для этого у меня был бинокль. Вещь незаменимая в походе. Посмотрев на окраину Зелёного бора, я передал бинокль своим товарищам по путешествию Павлу Крашенко и Максиму Евмененко, а сам занялся тестированием нового объектива. Собственно, для меня это была задача номер один. Объектив этот в среде фотографов называется «телевик». По весу лёгкий, а в управлении… В общем, тест показал, что снимать на него можно только, используя штатив или монопод – тоже штатив, но менее громоздкий. Лучше всего в походе монопод, ибо проще носить с собой, но на тот момент его у меня не было. Вердикт таков – без упомянутых устройств «телевик» можно использовать только как подзорную трубу.
Вперед и дальше
Дул легкий ветерок. Губы он наши, к счастью, не колыхал, как в песне одной известной группы. Думаю, если бы это случилось, то он и нас унёс, как Элли с Тотошкой. В выси старался жаворонок. Разлившийся Инструч величаво нес свои воды к месту встречи с еще одной нашей рекой Аграпой, чтобы, слившись воедино дать жизнь главной водной артерии Янтарного края – Преголе. Впрочем, это другая история и возможно я ее когда-нибудь расскажу. Есть, знаете ли, в планах один проект. Ну, а пока, наш дружный исследовательский отряд двинулся далее. Шли вдоль речного берега в сторону поселка Привольное, где наше путешествие должно было завершиться. По пути черпали воду алюминиевым ситом. Кроме невзрачных кракозябр стали попадаться более существенные обитатели прибрежных вод: клопы-водомерки, молодой плавунец. К слову, тот еще хищник. Об этом уникальном существе я как-то писал. Если у кого есть желание, могут найти материал у меня на дзен-канале.
Живые «трофеи»
Амфибии уже пробудились от спячки. Лягушки разных видов то и дело попадали в поле зрения нашего отряда, к великой радости, одной из участниц похода Гали Макеевой. Она питает к ним особое расположение. Когда-то Андрей Васильевич рассказал молодым участникам общества, что держать лягушку в руках не стоит. Являясь, по сути, существом холоднокровным она может запросто получить ожог от температуры нашего тела. Помня об этом, Галя держала лягушек, которые попадались нам по пути в перчатках, чтобы не травмировать их. Кроме лягушек в сито попался ещё один представитель класса земноводных или амфибий – тритон. Судя по его вялости, он явно только пробудился от зимней спячки. Был ещё один яркий обитатель наших лугов, который вызвал практически у всех восторг. Уж! Причём попался нам довольно крупный экземпляр. Поймал его Максим Евмененко.
Три стадии ужа
Попав в его руки, уж продемонстрировал нам почти все способы защиты от опасности. Когда-то в детстве я увлекался книгами о животных. Моими любимыми авторами были Виталий Бианки, Михаил Пришвин, Игорь Акимушкин, Юрий Дмитриев и другие. Тогда-то я и узнал о нескольких стадиях защиты, которые он использует в минуту опасности. Первая банально сбежать, если не вышло, в ход идет вторая стадия – изобразить ядовитого собрата, как правило, гадюку. Ежели не прокатило и уж попал, как в нашем случае, в руки человека, он старается использовать чувство отвращения. И делает это через опорожнение своего желудка, попросту говоря блюёт, стараясь содержимым желудка посильнее извазюкать обидчика. Наш «трофей», очевидно, не успел пообедать, поэтому перешел сразу к финальной стадии – прикинулся мертвецом. Актёрским талантом он не обижен. Голову запрокинул, пасть раскрыл, язык высунул, ну чисто висельник. Как вы понимаете, никто его обижать не собирался. Налюбовавшись на испуганное животное, мы его отпустили и уж тут же уплыл. Мы же двинулись дальше. Каково же было наше удивление, когда мы заметили, что недавний пленник плывёт за нами. Вероятно, ужик понял, что фотосессия не опасна, и решил ее повторить. В наши планы это не входило. Нас ждал новый привал, уже более основательный с костром. Место для бивака нашлось быстро. И место замечательное.
Основательный привал
Это была живописная поляна среди деревьев. Её окружала вода, наверное, в другое время там её там будет меньше. Поваленное дерево, из лужи возвышались какие-то не то корни, не то молодая поросль кустарника, создавая вид причудливый и замысловатый. Роща на небольшой возвышенности, с которой водоскатом бежал ручей. Это я так думал. Наивный! Это был всего лишь дренаж. Но, весьма и весьма живописный. Вот там-то мы и остановились. Весело затрещал валежник в костре. Андрей Васильевич нарезал прутиков для сосисок и дело пошло. После трапезы начались разговоры. Самый младший участник похода и по совместительству самый младший Кленовый – Ростислав, оправдал-таки «ожидания» родителей и набрал полные сапоги воды. Для этого ему понадобилось провалиться в ту самую дренажную канаву. Максим Евмененко растянулся на земле и попытался подремать. Взрослые участники также нашли себе занятия по душе. Ольга Кленовая погрузилась в смартфон, но к разговору прислушивалась и периодически вставляла критические замечания. Андрей Васильевич вместе с хранителем традиций общества Виталием Анатольевичем жарили на огне сало, сардельки и хлеб и всё это активно потребляли. остальные принажали на семечки. Я, не выпуская камеру из рук, присоединился к ним, ибо семечки моя страсть.
Финал
Отдохнув и набравшись сил перед последним марш-броском, мы стали неспешно и вдумчиво собираться в путь. К моменту выхода окончательно распогодилось. Ветру надоело играть с облаками и он, разогнав их совсем, удалился на отдых, предоставив небо в безраздельное пользование весеннему солнышку. Идти стало жарковато. Впрочем, оставшийся отрезок пути был не очень длинным. Собственно, мы обошли рощу и вышли в поселок Привольное. Осталось дождаться рейсового автобуса и добраться до дома. Достигли ли мы в итоге поставленной цели? Не знаю, это скажут наши организаторы – Ольга Сергеевна и Андрей Васильевич. По моему мнению, чего-то мы достигли. И хоть куликов мы не встретили, зато понаблюдали за водной живностью, включая водоплавающих птиц – уток. Видели и несколько, не помню точно три или четыре, а может и пять цапель. Причём их мы разглядывали в мой бинокль. В общем и целом, получили массу положительных эмоций и бодрости на всю предстоящую рабочую неделю. А что касается моего первого вопроса – не разучился ли я писать? То тут уж надо спросить моих читателей. Как скажут, так и будет.