Уникальная вышивка орловский спис хранит в себе много загадок.
Отличительной чертой этого рукоделия является вышивание различных знаков и символов, относящихся к языческим временам: спирали, кресты, звёздочки, ромбы, пирамидки, гребенчатые ромбы (арепьи) и другие. Считалось, что эти символы и знаки – суть обереги для многих поколений и работают они как заговоры.
Ещё одной отличительной чертой этого вида вышивки является размещение различных геометрических орнаментов-бранок внутри замкнутого контура, очерченного плавной линией (об этом типе вышивок подробно написано в моих статьях «Канонический орловский спис» и др.). Слово бранка происходит от слова брать, покрывать вышивкой определённое количество нитей полотна.
Древнее название вышивки – шъв, шов. Слово шить означало тогда вышивать. Узоры называли также украсы, краски, красивья (шились красной нитью), вычуры. Лингвистический анализ показал, что термины, связанные с названиями вышивки и ее рисунка («узоры», «украсы», "красивья") семантически восходят к терминам, обозначающим «свет», «небо», «солнце». Вычуры – узоры от слова чур; вычурать – оградить заговором, так объясняется это слово в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля. Именно это обережное, ограждающее свойство и несут в себе старинные полотенца, вышитые орловским списом.
ЗАГАДКА ПЕРВАЯ.
Во многих статьях, написанных об этой вышивке, подчеркивается её архаичность. Но так ли это? Насколько древняя эта архаика?
Часто пишут, что вышивка бранками есть подражание браному ткачеству. Так ли это? Вышивание бранок есть подражание ткачеству или ткачество стало подражать вышивке бранками? Заодно проясним, что же было раньше ткачество или вышивка?
На последний вопрос убедительно ответила известный специалист-этнограф Г.С. Маслова в своем труде «Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник» (Москва, 1978, с. 30-31): «По мнению исследователя ткачества Н.И. Лебедевой, вполне возможно, что бранье иглой предшествовало бранью на ткацком стане, поскольку последнее становится уже известной механизацией. В общем историко-культурном плане вышивка, возможно, является стадиально более древним явлением, чем само ткачество, поскольку у многих народов, не знавших ткачества, имелась вышивка или близкие ей по технике украшения. Материалом служила не ткань, а шкура, кожа, ровдуга(*), подшейные волосы оленя (у народов севера), волосы бизона, иглы дикообраза (у индейцев Америки) и т. п.». … «Этнографические данные XVIII-XX вв. содержат некоторые сведения о более раннем развитии вышивок в крестьянской одежде по сравнению с ткаными (браными и закладными) узорами, которые вытесняли вышивку, распространяясь всё шире.» Там же Г.С. Маслова утверждает: «Шитьё набором является древнейшим видом шва».
(*) - старинное название оленьей или козьей сыромятной замши.
Из вышесказанного следует, что вышивка орловским списом является архаичной не только по наличию древнейших мотивов (древо жизни, лягушка- рожаница…), но и по использованию древнейшей техники вышивки – набор, главным элементом которой является шов вперёд иголку. Стоит отметить, что вышивая по счёту нитей, наши предки прекрасно умели считать (об этом см. в моей статье «Орловский спис как многомерное видение жизни и система её познания»).
В своём исследовании по истории ткачества В.В. Неелов пишет: «Самые древние тканые изделия найдены в 1961 году при раскопках древнего поселения у турецкого поселка Чатал Хюиюк. Датировали время её изготовления 6500 г. до н. э. Интересно, что эту ткань еще до недавнего времени считали шерстяной… и лишь тщательное микроскопическое исследование показало, что ткань, найденная в Турции, льняная».
Но наука не стоит на месте и оказалось, что и это не так. Новые изыскания подробно описаны в журнале Antiquity. Ученые использовали сканирующий электронный микроскоп, чтобы исследовать образцы ткани из Чатал Хююк. Для сравнения они взяли образцы льна, а также дубовых волокон двух типов — свежие и специально обугленные (именно обугленная ткань найдена в захоронении). Исследование показало, что образцы древней ткани были выполнены из дубового луба, то есть волокон коры. Таким образом были опровергнуты результаты предыдущих исследований. Благодаря обугливанию захоронений, исследователям удалось выяснить, что в те времена не пряли нити, а просто скручивали их. Весь текстиль изготавливался путем плетения или вязания, то есть ткацкий станок еще не использовался. Источник: https://hi-news.ru/eto-interesno/drevnyaya-naxodka-pokazala-chto-v-epoxu-neolita-tkan-delali-iz-kory-duba.
Как следует из вышесказанного, ткачество появилось существенно позже, чем шитьё и вышивка, а у многих народов отсутствовало совсем.
Так что я согласна с мнением Г.С. Масловой «о более раннем развитии вышивок в крестьянской одежде по сравнению с ткаными (браными и закладными) узорами».
О том, что вышивкой на территории России занимались десятки тысяч лет назад свидетельствует археологическая находка в местечке «Сунгирь», близь города Владимира.
ЗАГАДКА ВТОРАЯ
Насколько древним рукоделием является вышивка как таковая? Можно ли считать территорию Русской равнины и прилегающие к ней земли родиной вышивки?
На этот вопрос нам даст ответ захоронение, называемое «Сунгирь» обнаруженное в 1955 г., возле города Владимира при впадении ручья Сунгирь в реку Клязьму.
По разным оценкам, погребение (мужчина и двое детей) было сделано от 25 до 35 тыс. лет назад. По данным исследований Оксфордского университета возраст парного погребения детей оценивается в 28700—29900 календарных лет назад, серия дат, полученная в Университете Аризоны — 30600—31700 календарных лет назад, дата, полученная в Кильском университете — около 30500 календарных лет назад (данные Википедии).
Итак, примерно 30 тысяч лет тому назад на этой территории жили рослые (около 188 см), широкоплечие, физически развитые и выносливые люди. На рисунке ниже представлена реконструкция одежды из кожи и меха, обшитой бусинами, найденной на скелетах в этом захоронении.
Хорошо одевались древние люди, красиво и стильно. Подобным образом украшенная одежда говорит не только о культуре носивших её людей, но также о наличии большого количества свободного (от поисков еды и охоты) времени для её изготовления и огромной любви к детям и мужчине, на украшение одежды которых это время было использовано. С помощью анализа расположения огромного количества украшений почти полностью удалось восстановить костюмы.
На мужчине была каменная подвеска-амулет, на руках более 20 браслетов, вырезанных из бивня мамонта. На его одежду были некогда нашиты 3,5 тыс. бусин из бивня мамонта, а его шапка когда-то была увенчана, широкой полосой из клыков песца.
Итак, на территории Русской равнины вышивкой одежды занимались ещё 30 тысяч лет назад.
Эти люди обладали большим художественным вкусом. Достаточно сказать, что погребальную одежду сунгирцев украшали по 3-5 тысяч искусно обточенных бусин, а также подвесок, амулетов, браслетов и других изделий. Украшение одежды захороненных людей позволило определить, как эта одежда была скроена и как выглядела. Одеты сунгирцы были в куртки и в штаны, заправленные в сапоги.
В погребении детей и рядом с ним найдено свыше 10 тыс. бусин и других украшений из бивня. Украшениями служили также подвески из клыков песца.
Из всего этого следует, что древние люди ещё 30 тысяч лет назад отлично умели не просто что-то к чему-то пришить, а шили одежду красивую, удобную и вышивали её бусинами. Более того, судя по тысячам выточенных и нашитых бусин, наши предки понимали, что такое большие числа, а для этого надо было иметь абстрактное мышление и хорошо развитую речь, а не мычать нечленораздельными звуками, как нас убеждали в школе.
Следует отметить, что в тёплом климате шитьё одежды не так актуально, как в холодном. Археологами найдены образцы вышитой одежды в других местах Евраазии, но находки датируются лишь VI-III веками до нашей эры, то есть в «Сунгире» вышивкой занимались на 25 тысяч лет раньше.
Более древних образцов вышивки не найдено.
Поэтому с полным правом территорию Русской равнины можно назвать родиной вышивки.
ЗАГАДКА ТРЕТЬЯ
Насколько древними (архаичными) являются знаки и орнаменты, которые используются в вышивках орловским списом?
Опять обратимся к первоистокам, к захоронению «Сунгирь» и поищем на материальных носителях знаки, аналогичные тем, что используются в вышивках орловским списом.
Кроме украшений, в погребении найдены и другие предметы: диски из кости мамонта, детские игрушки, жезлы, дротики и копья из бивней мамонта.
Источник:(https://vladmuseum.ru/ru/exhibition/actual_exhibition/sungir-verkhniy-paleolit-v-tsentre-russkoy-ravniny/).
На фотографии – два диска с восемью лепестками и один с десятью, маленький диск содержит 4 прорези. Вид дисков тождественен изображению солярных знаков, которые мы видим на старинных вышивках.
Смотрите, такими же восьмилепестковыми «цветами»-оберегами усеяно всё полотенце, вышитое орловским списом:
Такие же изображения-розетки мы встречаем на вышивке скатерти орловским списом (лепестки украшены бранками дробнушка, сосна и шахматка):
Варианты той же розетки мы видим на старинных вышивках русского севера, на выставке коллекции старинной народной одежды (Архангельск, 2024 г.):
Ту же розетку мы видим и на украшении скифской конской сбруи в захоронении в Чартомлыцком царском кургане близь Никополя, IVвек до н.э.
Вот что пишет историк Андрей Леонидович Никитин о захоронении «Сунгирь»: «Это могила, по своему научному значению, вполне может поспорить с саркофагом египетского фараона. Детей похоронили в центре жилища на месте очага. Их одежду покрывали 7,5 тысяч бусин, пальцы были унизаны перстнями из бивня мамонта. В руку мальчика был вложен кремневый нож, шапочка была украшена короной из клыков песца». На груди мальчика лежала уже знакомая фигурка лошадки (см. на фото с дисками). И далее: «На груди ребёнка лежал прорезанный диск из мамонтового бивня — знак Солнца и Матери-Земли. В изготовлении бус, амулетов, подвесок и других украшений применялись резьба, гравировка, сверление, полировка, окрашивание, хотя прежде считалось, что сверление древним людям было неизвестно».
Если внимательно рассмотреть жезлы из выпрямленных бивней мамонта (они под номером 8), то мы увидим на третьем слева жезле гравировку в виде косой насечки, прямой аналог бранке белокос (косые чёрточки на белом поле):
Вышивка на полотне по счёту ниток не позволяет провести ровную линию, как на кости мамонта, но общее изображение насечек тождественно виду бранки.
На четвёртом слева жезле хорошо видны косая насечка (нижняя часть) и ромбы – знаки, которые являются основой многих бранок орловского списа, а также вышивок и тканых орнаментов великороссов, малороссов, белорусов, русинов...
Варианты той же розетки из восьми лепестков и тех же ромбов мы видим на старинных вышивках русского севера. Выставка коллекции народной одежды (Архангельск, 2024 г.):
В вышивках орловским списом ромбы выглядят так:
Вышивка на полотне по счёту ниток не позволяет провести ровную линию, как на кости мамонта, но общее изображение ромба одинаково.
Еще в XIX веке русский музыкальный и художественный критик В.В. Стасов писал: «Имеют ли какое-нибудь значение изображения наших вышивок? Не просто ли это продукт фантазии и произвольная игра в линии? Никогда. Орнаменты всех вообще новых народов идут из глубокой древности, а у народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнаментистики – это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также и для ума и чувства».
Вывод: орнаменты и часть обережных знаков орловского списа происходят из глубокой древности, со времён верхнего палеолита.
ЗАГАДКА ЧЕТВЁРТАЯ
Как обережные знаки и орнаментальные структуры воздействуют на человека? Каким образом созерцание орнаментов, геометрических повторяющихся структур делает человека более гармоничным, более цельным?
Ответы на эти вопросы будут в другой статье.
Мои наблюдения не являются научными исследованиями и могут не совпадать с общепризнанными концепциями. Я никому не навязываю выводов, возникших у меня после сбора и анализа информации из открытого доступа. Цель – обратить внимание на различные интересные явления и таким образом способствовать повышению интереса к русской культуре и к её наследию.