«Мы находим красоту не в самой вещи, а в играх теней, света и темноты, которые вещи создают вместе.»
Когда я только начал изучать искусство Японии много лет назад, многое было мне непонятно и вызывало в лучшем случае улыбку. Ну хотя бы черненые зубы красавиц-гейш, традиция эпохи Хэйан, сохранившаяся до наших дней в Киото. На взгляд европейца - странно. На взгляд японца - несравненная красота. И вот тут возник вопрос - а почему так?
Ответ лежал в тенях.
История Японии - это история еще и землетрясений, цунами и долгих периодов феодальных войн. В изменяющемся мире японцам - или, как говорит в своей «Похвале Тени» Танизаки, людям Востока - пришлось научиться обращаться к процессу больше, чем к результату.
Там, где человек Запада стремиться осветить предметы или идею как можно ярче, японец предпочтет задержать взгляд подольше и позволить глазам привыкнуть к полутьме. Дать время, чтобы разобраться в нюансах - линиях иероглифа на свитке в тенях алькова.
А та красавица-гейша, оказывается, чернит зубы, дабы ничто не отвлекало взгляд от элегантной белизны лица.
Красота женщины, архитектуры и даже та самая легендарная японская еда, которая создана для любования, а не еды - части игры теней и оттенков в глубине.
Ведь кто оценит свет, если не будет тени?
🍵Больше статей об искусстве вообще и искусстве Японии в частности здесь.