20 апреля исполняется 95 лет со дня рождения Вадима Юсова, знаменитого кинооператора, педагога, народного артиста РСФСР, лауреата государственных премий, обладателя престижных профессиональных наград, Мастера, благодаря которому блестяще осуществили свои задумки многие знаменитые режиссеры. "Оператор приходит в чей-то мир, пытается его изучить, понять. Режиссеру значительно сложнее, он личность, которая формирует свою концепцию. Чрезвычайно интересно стать его единомышленником", – говорил Вадим Иванович.
Всего в фильмографии кинооператора осталось около 30 работ, включая успешные картины, снятые в период российского кинематографа: "Прорва", "Что сказал покойник", "Копейка", "Деньги", "Подстрочник" и драма "Апельсиновый сок", которую он снял в возрасте 80 лет.
Друзья, в преддверии знаменательной даты предлагаем вспомнить 10 советских киношедевров, снятых кинооператором Вадимом Юсовым.
Иваново детство (1962)
Вадим Юсов о съемках фильма "Иваново детство": "Есть определенная прелесть в монохромном тональном решении, не говоря уже о том, что некоторые темы могут быть наиболее точно раскрыты именно в черно-белом изображении".
Я шагаю по Москве (1963)
Георгий Данелия о Вадиме Юсове: "Юсов все картины снимает, исходя из стилистики и драматургии. Например, мою картину "Я шагаю по Москве" он снял сразу же после картины "Иваново детство". Посмотрите, какая разница между этими работами. Никогда даже не подумаешь, что это снимал один и тот же художник".
Страсти по Андрею (1966)
Вадим Юсов о съемках фильма "Страсти по Андрею: "...Толя Солоницын, как он хотел сниматься! Мы с Андреем еще обсуждали, до какой степени он Рублев. Но победило его огромное желание быть в картине".
Не горюй! (1969)
Вадим Юсов о съемках фильма "Не горюй!": "Я со своей стороны только и думал о том, чтобы сохранился грузинский колорит, но снято было на понятном всем языке. Ни на секунду не забывал, что автор истории – француз Клод Телье, написавший пьесу "Мой дядя Бенжамен", которую экранизировал Данелия по сценарию Габриадзе".
Солярис (1972)
Вадим Юсов о работе с Андреем Тарковским: "Андрей никогда не смотрел в камеру. Только отснятый материал и только на экране. Расхождений, как правило, у нас с ним не было…"
Они сражались за Родину (1975)
Вадим Юсов: "Два мира, которые я посетил: ...мир Тарковского и мир Бондарчука. И в нем я растворялся, и в одном, и в другом. Это особенность нашей профессии оператора".
Красные колокола (1982)
Николай Бурляев: "Как-то случайно я попал в Ленинграде на съемочную площадку фильма Сергея Бондарчука "Красные колокола" на Дворцовой площади. Там творилось что-то неописуемое. В этой сумятице я увидел... Юсова и Бондарчука. ...Задал вопрос: "А как вы этим всем управляете?" Бондарчук на Юсова посмотрел и ответил: "Да оно как-то все само…" Но чтобы так сказать, они год готовились, продумывали все до мелочей".
Борис Годунов (1986)
Вадим Юсов о работе с Сергеем Бондарчуком: "Я вспоминаю о Бондарчуке с чувством большой признательности и благодарности. Потому что это удивительный человеческий пример в искусстве. Доброе отношение к человеку".
Черный монах (1988)
Вадим Юсов: "...Больше всего я ценю Специальный приз Венецианского фестиваля "За лучшую операторскую работу" в картине "Черный монах" Ивана Дыховичного, потому что в тот год председателем жюри был Серджо Леоне!"
Паспорт (1990)
Георгий Данелия о Вадиме Юсове: "Я сегодня всем говорю, что он был лучшим кинооператором на свете. Были классные операторы, блестящие, потрясающе талантливые. Но таких, которые выхватывали бы суть драматургии, я не встречал".
Друзья, а какие еще операторские работы Вадима Юсова вам известны? Пишите в комментариях и смотрите на телеканале "Мосфильм. Золотая коллекция" киноленты "Не горюй!" и "Страсти по Андрею". А еще не пропустите детектив "Чисто английское убийство", в котором Вадим Иванович выступил соавтором сценария. Ссылка на программу здесь. Читайте и другие статьи:
Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромна – яркое найдется для каждого.