Найти в Дзене

Лирическое наступление – или отступление? Критик Иван Родионов о рассказе Виктории Орешкиной

Орешкина Виктория Борисовна родилась и живет в городе Караганда, Республика Казахстан. Образование высшее техническое. Работает инженером по качеству программного обеспечения. Рассказы пишет со школы. Два рассказа были опубликованы в казахстанском русскоязычном журнале «Нива». В 2011-2014 гг. в качестве составителя и члена редакционной коллегии занималась выпуском литературных сборников произведений авторов города Караганды. В 2022 году вошла в длинный список литературной премии «Qalamdas», посвященной памяти Ольги Марковой.
Орешкина Виктория Борисовна родилась и живет в городе Караганда, Республика Казахстан. Образование высшее техническое. Работает инженером по качеству программного обеспечения. Рассказы пишет со школы. Два рассказа были опубликованы в казахстанском русскоязычном журнале «Нива». В 2011-2014 гг. в качестве составителя и члена редакционной коллегии занималась выпуском литературных сборников произведений авторов города Караганды. В 2022 году вошла в длинный список литературной премии «Qalamdas», посвященной памяти Ольги Марковой.

Популярный на общедоступных литературных (и не только) сервисах формат рецензий в духе «плюсы/минусы» для сколько-нибудь серьёзных отзывов годится редко. Но в случае с рассказом «Модоложёны» он, внезапно, подходит как нельзя лучше.

Итак, сначала, как водится, плюсы.

Тонкость и лиризм. Любые рассказы, собственно, можно условно разделить на два подтипа: фабульный и психологический. Первый берет оригинальностью ситуации, динамикой, неожиданными сюжетными поворотами. Второй больше работает с тонкими приёмами воздействия на читателя – интонацией, детальностью, полутонами и т.д. И хорошие психологические рассказы создавать сложнее. Потому что трудно писать их так, чтобы читатель не уснул со скуки от тягучести повествования, а сам рассказ не вышел банальным и аморфным.

Автор «Молодожёнов» выбирает именно второй путь. В рассказе почти нет внешней фабулы: в основном диалоги, монологи, психологизм и воспоминания. При этом текст читается достаточно бодро, авторские замечания точны, нет никакого стилистического выпендрежа, акценты расставлены аккуратно, герои узнаваемы. Плюс хороша общая тональность рассказа – элегическая, со светлой печалью. А ещё это вполне могла бы быть мини-пьеса – при совсем небольших изменениях текста.

Тематика и заход на неё. Взросление, упущенные возможности, поиски настоящего себя – тема сейчас и востребованная, и важная. Именно этим темам, к примеру, было посвящено большинство рассказов-финалистов прошлогоднего сезона премии имени В. Катаева.

Однако подобрать нужную тему – лишь полдела. Не менее важно правильно её подать. С этим у «Молодожёнов» тоже в целом все в порядке. Никакой лобовой «акцентуации травмы», из которой впоследствии вырастают бедствия и злоключения – всё через реплики и детали (кроме, пожалуй, излишне лобового околофинального внутреннего монолога героя). Хорош здесь и неочевидный параллелизм между судьбами потерявшихся взрослых и потерянных детей: всем им по-прежнему ещё предстоит стать в полной мере «своими». И для себя, и для близких.

Потенциальный масштаб замысла. Критик Александр Москвин недавно писал, что современные авторы зачастую пишут романы, имея материла скорее на рассказ или повесть. Здесь же все наоборот – заявлено столько развилок и нюансов, возможных подсюжетов и мотивировок, что создаётся впечатление объёма и масштабности истории.

Теперь о минусах. Читать на портале

Автор статьи: Иван Родионов – поэт, литературный критик, учитель русского языка и литературы, автор рецензий, опубликованных на порталах «Год литературы» и премии «Большая книга».