Наткнулся на любопытное постановление, которое осуждало Сталинские высотки. Не больше, ни меньше. Страшнее того, часть уже почти готовых Сталинских строек Хрущёв повелел переделать, лишив башенок и колонн. А три выдающихся Советских архитектора были с позором лишены Сталинских премий, можете поверить?
Но для начала архитектурная загадка. Что общего между двумя павильонами ВДНХ? Один – павильон Казахстана, построен при Сталине в том самом 1937 году. Выглядит как сказочный восточный дворец из сказок про Аладдина. Второй – павильон «Металлургия», построен при Хрущёве. Сугубо утилитарный кубик. К этой загадке мы ещё вернемся.
Итак к документам. Не успел раствориться в будущем товарищ Сталин, Хрущёв немедленно принялся бороться с культом личности. Ещё до двадцатого съезда Никита замораживает ряд крупных строек: северный широтный ход, канал из Каспия, морской тоннель к Сахалину.
Параллельно обрубается Сталинский план преобразования природы, закрываются тысячи лесозащитных станций. Дотянулись ручки и до архитектуры.
Нет, намерения самые благие – сэкономить. Примерно как на новых станциях метро в Москве, где никакого мрамора и дворцовых мозаик, сугубо скучный и дешёвый пластик.
Лукавство в другом, когда стоимость нового тоннеля метро в несколько сотен раз дороже убранства станции – выходит экономия на спичках. В бюджете проекта затраты на убранство станции незаметны, хоть в три круга мрамором облицуй.
Со Сталинской архитектурой то же самое. Стоимость украшательств, всей этой лепнины и башенок – в масштабе строительства – копейки. Сэкономить в государственном масштабе не выйдет. Зато вместо величественного Сталинского ампира выйдет унылый, как штаны пожарника, облик города.
Это не про деньги, чисто политическая история. Зимой 1954 года Хрущёв устраивает Всесоюзное совещание строителей. Именно там секретарь партии вбрасывает лозунг о борьбе с украшательством и прочими излишествами.
Кстати да, когда в «Кавказской пленнице» делают уколы от ящура, шутка про «излишества нехорошие» вполне политическая. В народе прекрасно видели глупость показной борьбы с архитектурными украшениями.
В ноябре 1955 года выходит Постановление ЦК партии «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Бумага странная до крайности. Читаем:
«ЦК КПСС и Совмин СССР отмечают, что в работах многих архитекторов и проектных организаций получила широкое распространение внешне показная сторона архитектуры, изобилующая большими излишествами, что не соответствует линии Партии и Правительства в архитектурно-строительном деле…
Ничем не оправданные башенные надстройки, многочисленные декоративные колоннады и портики и другие архитектурные излишества, заимствованные из прошлого, стали массовым явлением при строительстве жилых и общественных зданий, в результате чего за последние годы на жилищное строительство перерасходовано много государственных средств, на которые можно было бы построить не один миллион квадратных метров жилой площади для трудящихся».
Про миллионы метров – дурная красивость. Повторюсь, стоимость декоративных элементов в общем объёме залитого в фундамент бетона незаметна. Боролись именно с памятью о Сталине.
А дальше постановление становится вовсе неприличным. Начинают бичевать конкретные дома, не понравившиеся Хрущёву. Выглядит донельзя мелочно для постановления Совмина и Целого Центрального комитета!
Досталось домам по улице Горького, по Ленинградскому и Можайскому шоссе.
Постановление пишет:
«Особенно большие излишества были допущены архитектором Рыбицким в построенном доме по улице Чкалова, для отделки которого применены дорогостоящие материалы, сложные архитектурные украшения и декоративные аркады; при планировке квартир недопустимо завышены площади передних, коридоров и других вспомогательных помещений».
В постановлении пишется, что себестоимость Сталинских планировок в несколько раз выше, чем в домах «современной экономичной планировки». В Хрущёвках, то есть. Но точной разницы не приведено, а значит опять это никто не считал, чистая трепотня с трибуны.
В реальности, разница постройки квадратного метра в Сталинке и Хрущёвке почти одинакова. Большая часть средств уходит на фундамент и несущие конструкции. Особенно в высотных домах. Но и до сих пор есть большая разница между тесной и неудобной Хрущёвкой и просторной Сталинкой с потолками за три метра, в которой легко дышится.
Кстати, про Высотки, досталось в постановлении и им:
«Крупные излишества были допущены при проектировании и строительстве высотных зданий. Так, например, на строительство гостиницы «Ленинградская» на 354 номера на Каланчевской площади в Москве (архитекторы Поляков и Борецкий) затрачено столько же средств, сколько понадобилось бы на строительство экономично запроектированной гостиницы на 1000 номеров».
Проведена работа по искоренению Сталинского ампира и в городах. В постановлении многочисленные примеры ещё недостроенных зданий, являющихся архитектурными маяками города. Таких Сталинских высоток в миниатюре. Везде Хрущёвым страшно бичуются и запрещаются характерные башенки, навевающие мысли о средневековых замках.
Да он даже новой площади в Ленинграде позавидовал! Не верите? Читаем, как это больше Красной площади, да кем там возомнил себя местный обком:
«В проекте строящегося на проспекте имени Сталина в Ленинграде крупноблочного жилого дома, разработанном архитектором Журавлёвым, предусмотрена приставная колоннада высотой в два этажа. На этом же проспекте при въезде в город запроектирована площадь размером семь и три десятых гектара, что почти в полтора раза больше Красной площади в Москве».
Досталось новым стройкам в Тбилиси, Харькове, Воронеже. Везде предписано немедленно переписать проекты уже почти достроенных зданий. И непременно лишить их Сталинских башенок и шпилей!
Читаем дальше, какое прекрасное слово «некротически». Кто этот текст постановления выдумывал? Не иначе какой-то обиженный Сталиным архитектор:
«В Баку по проектам архитектора Усейнова построены многие жилые дома и общественные здания с большими излишествами. Архитектор Усейнов некротически переносит в архитектуру современных зданий формы средневековой восточной архитектуры. Фасады жилых домов треста «Бузовнынефть», объединения «Азнефть» и Академии наук Азербайджанской ССР перенасыщены сложными эркерами, лоджиями и башенными надстройками».
Досталось и новым санаториям в южных регионах. Особенно проекту санатория Минлеспрома в Сочи. Попали под раздачу и новые вокзалы.
Ну и понеслось. Только типовые убогие проекты, массовые стройки, никаких излишеств. Всё остальное в постановлении прямо названо «извращениями в архитектуре».
И полетели головы. Постановление жёстко критикуют создателей одной Сталинских высоток – гостиницы Ленинградская. А ведь там сугубо старорусские образцы зодчества. Красивейший дом и внутри и снаружи.
Архитекторов Полякова и Борецкого лишают Сталинской премии! Кто бы тогда решился сказать Никите – не ты давал, не тебе и отбирать. Но отобрал же!
Сталинскую премию забирают и у архитектора Рыбицкого за излишне украшенный дом на улице Чкалова. Выгоняют с работы главного архитектора Мосгипротранса Душкина и руководителя архитектурной мастерской «Моспроекта» Полякова.
Выгоняют из главных архитекторов Минлеспрома Ефимовича за тот самый сочинский санаторий. Выкидывают коленом главных архитекторов Горького Гречихина и Харькова – Крыкина. Выглядит, натурально, как расправа с неугодными.
Вместо очередной Сталинской высотки на её фундаменте строится довольно утилитарная гостиница Россия. Недостроенные дома лишаются башен и украшений. Срочно переписываются новые проекты.
Из-за этого некоторые стройки превратились в долгострои, были заморожены на десятилетие, как дворцы культуры в Минске, Челябинский политех и некоторые другие. Примечательно, что ряд Сталинских высоток в миниатюре свои шпили и башенки все-таки обрели, но уже при Брежневе. Любому архитектору было понятно, что без этих элементов красивейшие здания выглядят незаконченными.
Как хотите, наверное, в массовой программе строительства хрущёвок было и что-то хорошее. Но наши города сильно потеряли в красоте. И не такая уж там вышла экономия.
Помните загадку про два павильона Сталинской выставки? Разгадка простая – тот восточный дворец и унылый кубик павильона «Металлургия» - это одно и то же здание. Без «архитектурных излишеств». Сложно поверить, но именно так.
И огромная заслуга реставраторов, что уже в наши дни старинный павильон восстановлен в Сталинском виде. Отыскались под штукатуркой даже уникальные восточные мозаики и росписи.
Кстати и гостиница Ленинградская большое число элементов декора сохранила. Самая маленькая из Сталинских высоток продолжает радовать взгляд.
Одно плохо – на фронтоне дома, за который лишили аж двух Сталинских премий сразу, теперь красуется совсем другая табличка. Потому что теперь это американская «Москоу Хилтон Лэнинградскауя». Зато без излишеств.