«Каждый раз, возвращаясь с войны, каждое своё фото я считала предостережением: «Не делайте так!». Но все без толку.»
Или...
Самая сильная реплика за весь фильм, раскрывающая в полной мере его посыл. Примерно такой уровень стронг месседжа вам стоит ожидать на протяжении всего просмотра. Предупреждаю, счетчик пошлости и дешевых попыток вывести вас ну хоть на какую-то эмоцию будет зашкаливать. Начнём же обгладывать эту мясную ветошь, неспособную выделить даже каплю сока.
Беззубо сформулированный конфликт
По замыслу, картина Гражданской войны, где проливается кровь, рушатся судьбы людей, а человеческая жизнь - самая дешёвая валюта, должна пугать и будоражить нашу суть, ведь мы живем в весьма неустойчивом и хаотичном мире, где подобная ситуация может запросто стать реальностью. Особенно для американского зрителя. На которого и был расчёт. Но, к всеобщему разочарованию, автор не сумел убедить в правдоподобности и жестокости войны. Что, в свою очередь, напрочь обрубило связь между зрителем и героями. Им невероятно трудно сопереживать по двум причинам: фильм не страшит, хватая и передавливая глотку (хотя преподносится именно так), а главные герои настолько невыразительные и мертвые, что даже кровожадный и скупой на эмоции южанин, появляющийся в кадре на пять минут, выглядит более харизматичным и занятным, чем они. Тем самым, автор погубил потенциал главного конфликта - раскручивающихся человеческих взаимоотношений в среде хаоса и бессмысленной жестокости.
Так или иначе, давайте перейдём к самому сюжету.
Сюжет фильма
Недалекое будущее. Против президента США объединяются и восстают силы Запада и Юга (Каким образом родился столь любовный союз, автор обоснует так: «Ну...в общем, так вышло, короче»). Пока страна терзаема войной, а простые граждане спасаются кто куда в поисках убежища, группа военных корреспондентов решает отправиться в центр боевых действий - Вашингтон. Журналистская чуйка подсказывает им, что совсем скоро Белый дом падет, а президента прикончат. Значит, пора навести шороху во всем профессиональном сообществе. А именно - сделать фотографии президента и взять у него предсмертное интервью.
Главные герои с виду занимательны. В центре внимания - прожженная фотокорреспондент Ли Смит (сыграла Кирстен Данст), глаза которой повидали если не все, то многое, а ее камера из года в год запечатлевала всевозможные виды человеческих зверств прямиком из разных горячих точек земли: войны, теракты и пытки людей. Если где-то происходит жестокая казнь, знайте, Ли Смит будет тут как тут, чтобы подойти вплотную и направить объектив прямо на жертву - все ради живого и сочного кадра. Как правильно подмечает ее конкурент Джо: «Ли не знает, что значит - быть в шоке», - намекая на ее черствость и бессердечность, что она приобрела вследствие погони за самыми яркими и кровавыми снимками.
Ее давний коллега - пожилой журналист из New York Times, Сэмми. Осторожный и умудрённый опытом, он не спешит бросаться в пекло. Отдав полжизни характерной профессии, он все ещё остаётся чутким к проблемам других и до конца не теряет своей человечности.
Ранее упомянутый Джо - такая же опытная и успешная на журналистском поприще фигура. Сказать о нем можно немногое: он в меру смел, суров и саркастичен. Вид бойни и угасание чужих жизней завораживает и распаляет его авантюрную натуру. Ровно до того момента, пока пятерня смерти не позарится на его друзей.
Последнее, но такое же ключевое лицо в этой истории - Джесси Колин. Весьма амбициозная, двадцатитрехлетняя девушка, только-только ступившая на тропу журналистской деятельности. Попадает она в эту компанию неслучайно. Ее давний кумир - наша Ли Смит, сама того не ожидая, спасла их двоих от авиационного удара, что был пущен по взбунтовавшейся толпе на площади, где они обе снимали гражданский митинг. Впоследствии ушлая девица выслеживает местонахождение нашей пресс-группы и навязывается на совместное путешествие в Вашингтон.
Так зарождается довольно просевшее к середине, но удобоваримое роуд-муви.
Поездка сопровождается под типичный антураж войны: сгоревшие здания, повсеместный погром, нескончаемое количество брошенных гражданских и военных машин.
Мир поглотила смута, созданная самим человеком. С этой минуты Алекс Гарленд будет из раза в раз погружать нас в людскую жестокость и самосуд так топорно и безвкусно, что гарантированно захочется раз в 10 минут поглядывать на реальные новостные сводки американских журналов. Ну, знаете, чтобы увидеть что-то действительно пугающее.
То какие-то отморозки, что запытали и подвесили парочку мародеров, а затем умертвили на глазах нашей компашки, то стычка двух военных группировок, итогом которых стала казнь нескольких пленных из пулеметной, непрекращающейся очереди. Единственной любопытной сценой стала встреча главных героев с двумя свирепыми южанами, что схватили в плен Джесси и нпс-азиата. Ребята, прямо скажем, не из простых. Стояли, никого не трогали, просто сбрасывали кучу тел ими убиенных в просторную, свежевскопанную могилу. Ну, короче, типичные техасцы. Один из них, рыжий молодой человек в клубничных солнцезащитных очках и с солидной винтовкой в руках, любезно опрашивал нашу пресс-группу на наличие американского происхождения. Попутчиков-азиатов пришлось депортировать из жизни. Типичная миграционная полиция, сами знаете. В общем, пока оставшаяся троица переваривала случившееся, в дело ворвался дядя Сэмми, сбивая ура-патриота на машине прямо в вышеупомянутую яму. Однако в погоне получил пулевое ранение от обстрелявшего автомобиль второго громилы. Прибыв на местную военную базу сил «Запада», он скончается, а Ли, Джесси и Джо претерпят необратимые метаморфозы.
Итак, мы подходим к ключевой и решающей точке событий. Начинается штурм Капитолия и Белого Дома. Президент в ловушке. А наша троица стремится завершить начатое. Пересказывать само наступление не стану - поглядеть там не на что, посредственная и блеклая атака, где убивают всех без разбора, 6/10.
И вот, под крылом сил «Запада», Ли, Джесси и Джо проникают в стены Белого дома. С придыханием, они запечатлевают однообразную перестрелку военных против президентской охраны, перебегая из угла в угол. Пока малышка Джесси гонится с горящими глазами за кадрами свежих трупов и пальбы, сбоку, незаметно от ее взора, приоткрывается дверь, откуда высовывается вооруженный охранник, что вот-вот совершит выстрел. Ли, до недавнего времени пережившая потерю близкого друга, претерпевает полную переоценку собственных ценностей. Больше она не станет безучастно лицезреть на смерть человека. Особенно того, кто стал для неё нечто вроде дочери. Ли Смит заслоняет собой Джесси, поглотив пистолетную очередь, в то время как та машинально фиксирует ее предсмертный взгляд в кадре. В тот же миг вспоминается их диалог в самом начале путешествия:
⁃ А вы снимете, как меня казнят? - интересуется Джесси.
⁃ Ну, а ты как считаешь? - саркастично отвечает Ли, подразумевая положительный ответ.
Джесси отряхивается и встаёт, единожды взглянув на бездыханное тело своей спасительницы. Ли, пожертвовав собой, обрела человечность. В то время как сердце Джесси огрубело и стало абсолютно глухим. То же самое можно сказать и про Джо, вовсе не обратившего внимание на потерю. Главное - достигнуть цели.
Военная группа настигает президента в убежище. Пока его не убили, Джо исполняет свой профессиональный долг:
⁃ Ваш комментарий.
⁃ Не дайте им убить меня! - умоляет президент.
⁃ Ага, сойдёт.
Звучит ожидаемый огонь.
Джесси запечатлевает ключевой и самый важный кадр в своей жизни.