На протяжении последнего десятка лет в соседнем Казахстане, с которым у России самая длинная граница, происходят различные события. Порой они воспринимаются нами как удивительные, но зачастую им можно дать немного иную характеристику – не самые хорошие.
Петр Смолин
Одно из последних таковых событий – строительство трансконтинентальной железной дороги, которая проходит по территории Казахстана в Азербайджан, после чего через Грузию и Турцию в Евросоюз. При этом вся дорога идёт в обход России, о чём не преминули с восторгом заявить наши соседи.
Чем Россия так не потрафила соседнему Казахстану – остаётся догадываться. По всей видимости, что-то в нашей стране настолько не нравится, что самые разные сферы сотрудничества уже не нужны казахам. Например, в советские времена по территории Петропавловской области (Казахская ССР) шла железная дорога. После распада Союза целый перегон Исилькуль – Горбуново остался в ведении у Казахстана, за что Россия ему всё это время исправно платила. Деньги шли за возможность пользоваться магистралью, так как она значительно уменьшала время поездки составов.
Теперь же Россия строит собственную ветку железной дороги между Новосибирской (станция Татарская) и Курганской (Коновалово) областями.
Однако железная дорога – это ещё не самый крупный предмет взаимоотношений между двумя странами. На днях в космос улетела новейшая тяжёлая ракета "Ангара-А5", старт был осуществлён с космодрома Восточный в Амурской области. Традиционный Байконур, который долгие годы служил верой и правдой отечественной космонавтике теперь переживает не лучшие времена. До этого Россия успешно арендовала его у Казахстана, платя даже деньги в виде процентов за коммерческие пуски.
Что касается "Ангары", то соседи постоянно отнекивались, ссылаясь на некие обстоятельства. В конце концов, такое отношение надоело, после чего и приняли решение запускать ракету с Восточного.
За неимением работы Байконур потихоньку начинает ветшать. Его не обслуживают должным образом, вдобавок никто не собирается проводить реконструкцию под пуски современных ракет. Долгие годы с него летали "Протоны", однако в скором времени они потеряют актуальность, после чего морально устаревший Байконур для России не будет представлять совершенно никакого интереса.
Потянет ли Казахстан обслуживание такого гигантского стартового объекта и комплекса в одиночку? Сомнительно, на самом деле.
Между тем, соседняя страна ещё с момента обретения независимости начала выстраивать многовекторный курс взаимоотношений со всеми. Яркий пример – доктрина "триезычия". Сейчас в Казахстане государственными являются сразу три языка – это, собственно, казахский, русский и английский.
В военной сфере также действует разнообразие. Казахская армия проводит учения как с Россией, так и силами НАТО. Идут контакты с Израилем и Турцией. С учётом того, насколько Казахстан богат природными ископаемыми, неудивительно, что к нему тянутся многие. Настолько, что порядка 600 добывающих компаний и предприятий уже перешли под управление Великобритании. Частично, судя по открытым данным, месторождения в стране осваивает Китай.
Вот и получается, что нашим соседям уже сейчас стоит крепко задуматься, не идёт ли полная потеря самоидентичности и независимости, к которым они так трепетно относятся. Вопрос потери – быстрый, достаточно нескольких лет. А вот последствия этого затем придётся расхлёбывать потомкам очень долго.