Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня мы подобрались к достаточно «скользкой», неоднозначной теме в цикле статей об истоках нашей «русскости».
Почему к «скользкой»? Да потому, что речь пойдёт о формировании философского слада ума русского человека. А философия – это сама по себе наука допусков и неоднозначностей. В ней нет как таковых понятий «да» или «нет». Всё очень расплывчато и вероятно.
Сразу оговорюсь: было бы верхом безумия называть всех соотечественников философами. Конечно, такое невозможно. Но сама жизнь, условия, среда обитания, взаимоотношения с Природой - подталкивают нашего человека к размышлениям о Высоком, о Боге, о Судьбе, о Предназначении, о справедливом Мироустройстве.
ПОЧЕМУ?
Попытаюсь объяснить.
Впервые мысль об ищущем характере русской «размышлялки», философском складе ума посетила меня после многочисленных рассказов наших соотечественников о жизни за границей.
Они, пытаясь, влиться в чуждую им среду, встречаясь в неформальной обстановке с западными обывателями, на различного рода увеселительных мероприятиях, в ходе совместного отдыха – столкнулись с полным отторжением ими свойственного НАМ Поиска ответов на сакральные вопросы бытия: справедливость, мир, обустройство страны, Бог, общество, люди.
На фоне иностранцев наши соотечественники выглядели инопланетянами, которые лезут в такие области, где, по западному мнению, «нормальному» человеку делать нечего. Это - скучно, неинтересно, слишком сложно, умственно затратно и безрезультативно.
Набор тем в неформальном общении в западном обществе стандартный: деньги, тачки, бухло, секс, отдых в других странах. Иногда этот коктейль разбавляется экстремальными развлечениями и спортом.
Всё! А выпить и поговорить о том, как обустроить страну, как добиться всеобщего равенства и братства, поспорить о происхождении Мира, Человека, покопаться в противоречиях Богословия?!
Да ни фига! Когда наши, опрокинув в себя энное количество алкоголя пытались завести такие темы, западники смотрели на них кто с осуждением, кто с ужасом, а кто и с полным непониманием.
У нас, в России, через две квартиры в третьей - еженедельно с пятницы по воскресенье на кухнях такие дебаты идут, что иногда до мордобоя доходит! А там – тишина…
Конечно, можно списать это на недостаточный уровень образованности в западном обществе, непонимание законов логики и общества. Но ведь у нас на кухнях тоже не академики сидят. Да и в академических кругах давно не принято вести эмоциональные дискуссии с выдвижением кардинальных предложений по переустройству мира и физическими замечаниями оппоненту.
Такая вовлечённость людей в жизнь общества, их неравнодушие, непрерывный поиск истины и правды - дают почву для развития философской мысли.
Чем большее количество индивидумов ищет – тем больше шанс, что кто-то найдёт, чем больше возникает групп по интересам, по убеждениям – тем выше вероятность, что это оформится в какое-то течение.
Эх, сколько непризнанных философов, не получив необходимых методологических знаний, так и остались не огранёнными алмазами в подсобках ЖКХ, в столярках и в гаражах!
И пишу я это безо всякой иронии. Вспомните: наверняка каждому из вас в жизни встречался какой-нибудь работяга дядя Вася, который под градусом такие мысли задвигал, что голова шла кругом. А утром он опять превращался в молчаливого, замкнутого мужика, не склонного пускать посторонних в свой внутренний мир и делиться своими измышлениями.
И опять мы приходим к этому извечному вопросу: Почему мы такие, а они другие?
И вновь я вас, уважаемые читатели, разочарую своим прагматичным взглядом на источник русской философской мысли.
ЧЕЛОВЕКУ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОБРАТИТЬСЯ МЫСЛЯМИ К ВЫСОКОМУ – НЕОБХОДИМО ВРЕМЯ.
Необходимо оторвать взгляд от пашни, прервать процесс непрерывного зарабатывания денег, разогнуться в хлеву, отойти от прялки или ступы.
Именно наличие времени на созерцание Природы, в отрыве от забот о хлебе насущном даёт уникальный шанс на то, чтобы увидеть Мир вокруг себя и попытаться осознать своё место в нём.
Да, можно размышлять о судьбе, обществе и мироустройстве в процессе труда, но это не даёт полной картины, не позволяет охватить все аспекты и факторы влияния. Работая на земле, ты всё равно будешь в большей мере рассуждать об урожае и достатке в доме, выпасая скот – думать о необходимости сохранения и увеличения поголовья. Другие мысли, конечно, будут приходить в твою голову, но, по любому, в основном всё будет крутиться вокруг выполняемой в данный момент работы. Иначе – упадёт производительность и качество.
Именно так не вписывался в привычный жизненный уклад Иванушка-дурачок, Емеля.
Кстати, собирательный образ «третьего сына» (который «не от мира сего») - является неким показателем, срезом социалогического исследования тех времён: каждый третий шёл своим жизненным путём, со своими внутренними морально-нравственными установками.
И этот «иной путь» - приводил его к успеху. Очевиден своего рода посыл: «Не бойся быть другим, ищи себя и свою дорогу в жизни!»
Обратите внимание, в южных регионах, где можно собирать по 2-3 урожая за год, люди редко задумываются о Высоком. Большое количество торговых связей заставляет их активно включаться в схему «товар-деньги-товар». Высокая плотность населения, широкие коммуникации, доступность различного рода излишеств – подменяют собой духовные искания и настраивают на получение прибыли и её продукта - удовольствий.
Есть такое выражение: «Не ищи Бога в городе». Меркантилизм заменяет собой всё. Слишком велик соблазн.
Таким образом, уединение в глубинке – это спасение Души, шанс на духовно-нравственные изыскания, возможность отойти от мирского.
Сильная разрежённость населения на наших огромных территориях, низкая плотность торговых путей, малая коммуникация с плотно заселёнными западными регионами – предоставляли такой шанс нашим предкам.
Но как найти время, столь нужное для Размышлений и Исканий?
И опять нам на помощь приходил резко континентальный климат. Отработав на земле до треска в жилах часть весны, лето и начало осени, славянин погружался в период распутицы и зимних холодов – время вынужденного безделья. Развлечений – нет, работы – практически нет, валенки – одни на всю семью (не набегаешься).
Заметьте, именно этот период хандры был наиболее плодотворным у многих русских поэтов и писателей. Резкая смена погоды буквально вырывала людей из активного периода труда (кого-то из безудержных развлечений) и погружала в неспешное монотонное течение времени. Времени, когда был уникальный шанс побыть наедине с собой, привести мысли в порядок, задуматься о былом, поразмышлять о грядущем.
Почему не смогли пойти по этому пути скандинавы? Ведь у них тоже холодная зима, то есть длительный период вынужденного бездействия?
Дело в том, что в силу скудности их земель, они не могли, отработав лето, получить хороший урожай, чтобы благополучно пересидеть зиму. Вопрос выживания безальтернативно толкал их на путь грабежей и набегов на более богатых соседей.
ВОЗМОЖНОСТЬ – НАШЛИ. А ЧТО С ЛЮДЬМИ ГОТОВЫМИ К ИСКАНИЯМ?
Наиболее благоприятной средой для рождения и становления философов были обеспеченные семьи.
Те, в которых человеку не было нужды переживать о том, что он будет завтра кушать, на чём спать, чем писать. Либо выпадающие из общих правил индивидуумы, которых не интересовали блага жизни, которые привыкли довольствоваться малым (Диоген, к примеру).
У обеспеченного человека есть ВРЕМЯ, чтобы задуматься, порассуждать, начать творческий поиск. Грустно, когда вместо этого, люди посвящают себя пьянству, разврату и прочим утехам. Они в силу своих возможностей могли привнести в этот мир много чего интересного и нужного.
Но у достатка есть одна очень неочевидная, на первый взгляд, ловушка: образованность.
Этот капкан работает только в отношении философии и некоторых других гуманитарных наук про общественное и государственное устройство.
Образованность в философии – палка о двух концах.
Почему? Объясняю:
Если человек читает труды по философии других авторов и не обладает достаточным уровнем критического мышления, то он БЕЗОГОВОРОЧНО берёт на вооружение чужие мысли, декларирует их как свои, как незыблемые правила и законы развития общества и человека.
Его индивидуальный подход, его уникальные измышления о Мире, о Человека тонут в море доводов и аргументов «признанных», «маститых» мэтров науки. И то интересное зерно, та самобытная мысль о Мироздании, которую нёс в себе человек-ищущий – так и не прорастает, так и остаётся в глубинах его подсознания, не раскрывшись для других людей под прессом авторитетных фолиантов. А ведь вполне вероятно, что эта идея могла быть той самой – спасительной, той - которая рождается раз в тысячелетие.
Если же человек способен к критическому восприятию идей маститых философов, то на основе их уже проведённых изысканий, он может существенно сократить свой путь в поиске Истины, получив уже готовые размышления и выводы, к которым он самостоятельно мог идти годами.
В русском обществе, на протяжении последних двух тысячелетий присутствовали все категории людей, способных к философской мысли:
1.Вожди/волхвы/князья/дворяне - образованная группа людей у которой не было нужды заботиться о хлебе насущном и была возможность погрузиться в интеллектуальные изыскания. Данная категория граждан была широко разбросана по территории нашей огромной страны и не имела возможности тесно комунициировать между собой (то есть в определённой мере избегать пороков большого сообщества), могла вести достаточно уединённый образ жизни на лоне Природы вдали от больших городов/поселений.
2.Малообразованные категории граждан, которые были неподвластны давлению авторитетов, которые вообще не знали такого понятия как философия. Тем самым достигался незамутнённый разум, возможность исключительно индивидуального взгляда на людей, общество, Мироздание.
Эти люди могли начинать свои духовные искания от самого начала, от самых первых, сокровенных вопросов Бытия.
Их «не нагруженность» постулатами признанных авторитетов приводила к тому, что изначально они выбирали свой особый, неповторимый путь. Ведь мы помним, что философия – это наука множества вероятностей и вариантов.
3.Люди, не интересующиеся благами цивилизации, ведущие отшельнический образ жизни как в одиночку, так и в составе определённых групп.
И здесь на сцену выходят монахи русских монастырей, святые отшельники, калики перехожие, юродивые и так далее, коих на Руси всегда было в избытке. Люди Духовного пути. Могли бы они существовать в озлобленной, густо заселённой Европе? Вряд ли… пришиб бы кто-нибудь походя или в Инквизицию сдал бы, или сами бы преставились без возможности получить пропитание от богатой Природы…
При этом русская монашеская община, отшельники – кардинально отличались от западных: они жили на лоне Природы, выращивали/добывали себе пропитание самостоятельно, имели возможность постоянного общения с Природой. Почему? Правильно: низкая плотность населения. Трудно было найти кого-то поблизости и поставить себе на службу.
Таким образом мы можем сделать вывод, что у наших предков сложились идеальные условия для размышлений о Мироздании, поиска себя и своего места в мире, коммуникации с Природой, осмысления Жизни.
В западной цивилизации философ, искатель Истины мог и может до сих пор произойти только из среды обеспеченных граждан.
Но его появление, становление - существенно усложняет большое количество коммуникаций, невозможность найти уединение, время для размышлений.
А время юродивых, людей отринувших блага жизни, общества – безвозвратно прошли. Нет и не предвидится в современном западном обществе Диогенов. Не те условия для их появления. Совсем не те…
ВЫВОД: только у нас для Духовного и Общественно значимого поиска Смыслов - были и до сих пор есть УСЛОВИЯ, были и есть определённые категории ЛЮДЕЙ, были и остаются РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ к поиску Истины и себя.
Продолжение следует…
Большого количества прочтений не жду, на положительные отзывы – не рассчитываю, и тем ни менее: