Почти год назад я написал статью, в которой рассказал о готовящемся к выходу фильме "Сто лет тому вперед" https://dzen.ru/a/ZD_c6wnpSAxB61NT. Тогда премьера была запланирована декабрь минувшего года, но потом дата перенеслась на 18 апреля нынешнего. Забавно, но прошлогодняя статья была написана и опубликована 19 апреля, то есть почти ровно за год до реальной премьеры. Обещаю фильм посмотреть и написать подробную и честную рецензию, а пока что хочу вспомнить о предыстории всей этой истории.
Началось все в 1978 году, когда издательство "Детская литература" выпустило новую книжку Кира (Кирилла) Булычева "Сто лет тому вперед", проиллюстрированную Евгением Мигуновым. По сюжету повести, ученик шестого класса, москвич Коля находит в квартире соседа странную будку, напоминающую телефонную, и с ее помощью переносится на стол лет вперед, то есть в апрель 2082 года.
Экскурсия в будущем оборачивается для Коли опасными приключениями. Он спасает от космических пиратов ценный научный прибор миелофон и с ним возвращается в свою эпоху. Пираты Весельчак У и Крыс, а также - девочка Алиса Селезнева - пользователь миелофона - тоже переносятся в ХХ столетие, где охота за прибором и его временным владельцем продолжается, до полной победы сил добра над силами зла.
Я пересказал вкратце сюжет на всякий случай, вдруг кто-то не помнит! Разумеется, такая история прямо просилась на экран, но кинопроизводство процесс не расторопный, ведь это писателю ничего не стоит буковками, на пишмашинке, изобразить какое угодно будущее, а художнику - карандашиком на бумаге. Киношникам требуются большие деньги, труд десятков, если не сотен людей, технологические возможности, порой превосходящие существующие.
Поэтому сначала появился промежуточный - между книгой и фильмом - вариант. В 1982 году вышел диафильм "100 лет тому вперед (Коля в будущем)". Художник Наталья Орлова - та самая, которая была главным художником полнометражной мультипликационной ленты "Тайна третьей планеты" (1980). Так что диафильм, так или иначе, стал мостиком между книгой и грядущей экранизацией. Жаль только, что этого не учли создатели будущего фильма. Было бы неплохо, если бы Орлова поработала, скажем, над декорациями и реквизитом.
Всего через три года, после выпуска диафильма, на телевизионные экраны вышел пятисерийный фильм режиссера Павла Арсенова "Гостья из будущего". В главных ролях снялись как опытные артисты Вячеслав Невинный (Весельчак У), Михаил Кононов (Крыс), Владимир Носик (дед Павел), Электрон Иванович (Игорь Ясулович), Елена Метелкина (Полина), Алексей Фомкин (Коля Герасимов), так и дебютанты Наталья Гусева (Алиса), Марьяна Ионесян (Юлия Грибкова) и так далее.
Авторы фильма и не подозревали, что детский приключенческий фильм станет своеобразным реквиемом уходящей эпохе, а сцена прощания Алисы с друзьями из ХХ века обернется своего рода мрачным предсказанием навыворот. Следующие поколения уже не могли мечтать о будущем, где все будет прекрасно и каждый готов прийти на помощь. Настали времена, когда отнюдь не "космические" пираты уже не постесняются не только штурмовать школу, но и будут делать это в полной уверенности в своей правоте и при молчаливом (в лучшем случае) одобрении наидемократичнейших стран Европы и Северной Америки.
Шло время. Менялась страна. Менялся кинематограф. В лучшую, в худшую ли сторону - вопрос дискуссионный. Не изменилось лишь одно - притягательность творчества Кира Булычева вообще и повести "Сто лет тому вперед" в частности. Среди поклонников как самой повести, так и ее киновоплощения 1985 года не утихали споры. Одни говорили, что не мешало бы переснять старую пятисерийку, с использованием современных технологий. Другие твердили: чур меня, чур! И накликали...
Появились сообщения, что отечественные кинематографисты намерены снять римейк "Гостьи из будущего". Разумеется, в сети тут же поднялся визг, вой, плач и скрежет зубовный. "Не смейте, сволочи!", "Не лапайте своими грязными руками нашу светлую ностальгию по не случившемуся будущему!" Однако, однажды запущенная, машина кинопроизводства уже остановиться не могла. И фильм был снят. Правда, судя по трейлерам и отзывам, от первоначального замысла сделать римейк киношники все же отказались. Но не до конца.
Во-первых, новый фильм ни в коем случае не ностальгический и не предназначен для последнего поколения советских людей. Во-вторых, он явно сделан в привычной для современного, главным образом, юного зрителя стилистике кинокомикса. В-третьих, его герои отнюдь на шестиклассники, а лет на шесть старше, что предполагает иной уровень взаимоотношений, скажем так. Ну а от первоначального замысла осталась фамилия главного героя - Герасимов, робот Вертер, правда, лишившийся тела, ну и все пожалуй, хотя сказать трудно, не посмотрев фильм полностью. Да! Вместо Крыса, на Землю прибыл Глот.
Ну что еще сказать перед премьерой? Как человеку, который хотел бы увидеть будущее (хотя бы в кино) несколько другим, мне вряд ли понравится все это рубилово с мечами. И все же чувство любопытства и ответственности перед вами толкает меня на то, чтобы посмотреть фильм на большом экране. И каков бы ни был результат просмотра, я заранее благодарен создателям фильма за возможность заглянуть на сто лет тому вперед.