Сегодня было время перечитать небольшой рассказ М.Симады «Царь Армадилл». Это эдакая дикая смесь личного опыта автора, его размышлений о судьбе Японии и японцев и фантазии. Сам Симада славится своей необычностью, пожалуй то, что он учил в университете русский, говорит о многом. Также он отметился нестандартными высказываниями относительно убийства бывшего премьер-министра Японии С.Абэ, так что его вполне можно назвать в определенной степени «маргиналом». И герой его рассказа именно такой. Единственно, оговорюсь, здесь я в большей степени имею в виду, что «маргинал» - это человек, который не вписывается или не совсем вписывается в стандарты японского общества.
Везде есть маргиналы! Действительно, с этим не поспоришь. Однако в Японии, по крайне мере в той Японии, которую мы знали как страну традиций и крепких общественных устоев, жизнь в большей степени имеет четкую структуру, в которой конечно можно делать определенные куберты, но все равно следует идти в заданном направлении. Тот же, кто этого не делает, чаще всего выбрасывается за борт. Иногда это счастливый выброс - и японский человек обретает новую счастливую судьбу, но не редкость, когда после этого его жизнь идет под откос. При этом складывается впечатление, что «маргинал» сам себя под этот откос и ведет. По крайне мере, мне так всегда казалось происходило в жизни с моим знакомым Таити. Это был необычайно одаренный, умный и талантливый человек, а главное - добрый и открытый. Однако, он совсем не вписывался в общепринятые нормы. Закончил один из лучших университетов Японии, но не нашел хорошей работы или не захотел ее искать, а отправился волонтером в Африку. А вернувшись, опять же не стал ни устраиваться на работу, ни строить свое дело, даже не завел девушки, а занял маленькую должность куратора иностранцев в университете, причем куратора в общежитии😂. Должность эта оплачивалась не очень, но зато Таити предоставлялась комната в общежитии совершенно бесплатно, а это в Токио - просто настоящая удача! Таити любил проводить время на крыше, знал все местные дешевые магазины и кафешки, да и не только местные, и охотно водил нас туда, чтобы мы тоже смогли сэкономить свои стипендии. Знал он где и бесплатно повеселиться и просто хорошо провести время - например, самый дешевый караоке в районе Коендзи. А это для нас было невероятным достижением и ценным знанием. Вообщем Таити был замечательным парнем, если бы не его душевные страдания и муки, из-за которых он чаще всего предпочитал сакэ любой другой вещи в мире.
Однажды Таити позвал нас на встречу со своим одногруппником, журналистом в одной из ведущих газет Японии. Контраст был разительный. Хотя мы и понимали, что молодые люди ровесники, но Таити смотрелся эдаким бродягой-маргиналом по сравнению со своим успешным знакомым. Но нас Таити восхищал. Так как мы интуитивно чувствовали, что он бросил вызов японскому обществу, хоть сам и страдал от этого.
В «Царе Армадилле» Симада, так и зовут главного героя, так же вдруг под воздействием различных событий решает вырваться из стандартов японского общества. И даже отправляется в странствие искать мифического царя-Мессию, который должен изменить мир. Правда, несмотря на новаторские идеи, Симада не особо преуспевает в их воплощении. Бунтари явно не нужны современному японскому обществу, или скорее оно не совсем к ним готово. Таково мнение автора.
Однако маргиналы от этого никуда не делись. Они продолжают эпизодически появляться в японских повседневных буднях. Правда, современники утверждают, что это вид исчезающий, и когда-нибудь они совсем пропадут с улиц японских городов, как однажды неизвестно куда исчез и Таити.