Простая поговорка – друг познается в беде. Оказывается, это очень мудрые слова, которые полностью соответствует действительности.
Есть более развернутая версия, озвученная еще Омаром Хайамом:
Не тот твой друг, кто за столом,
С тобою вместе, пьёт,
А - кто, в несчастии любом,
На выручку придёт!
Кто - руку твёрдую подаст,
Избавив от тревог,
И даже, вида не подаст,
Что он тебе помог!"
Сколько у вас друзей, готовых разделить с вами радости жизни, веселье, успех? Многие согласятся поехать за ваш счёт на тропический остров, чтобы отпраздновать ваш день рождения? Будут тосты красивые говорить? А сколько из них действительно друзья и не бросят, когда лично вам будет тяжело? Сколько из них протянут руку помощи? Задумайтесь на досуге.
К сожалению (а на самом деле – к счастью), пришлось узнать об этом с началом СВО. К сожалению – потому что считал этих людей друзьями. К счастью – потому что маски сброшены, и все показали своё настоящее лицо, и не придётся общаться с такими “друзьями”. О подобных случаях мне также часто рассказывали бойцы, находящиеся с первых дней проведения СВО, на передовой.
Были “друзья”, потом часть пропало. При этом, тут даже не речь о том, чтобы финансово поддержать человека, которого ты считал другом, мото/братом и так далее. Просто поинтересоваться – жив ли человек, как у него дела, нужна ли какая-то помощь. Нет, испарились.
Но, нет худа без добра! Благодаря этой ситуации, появились новые, настоящие друзья! Те, с которыми я готов жить и дружить дальше. Старый друг лучше новых двух? Нет, не в этом случае! Один настоящий друг ценнее и важнее сотни и тысяч псевдо-друзей. Хотя, и тысячи таких не надо, уж лучше вообще без них. Поэтому, псевдо-друзья, псевдо мото-братья, можете расслабиться – никакой горечи нет, только радость. Теперь, можно видеть мир открытыми глазами, чётко зная, кто перед тобой – друг или просто так, пустое слово.
СВО закончится, а друзья останутся! Подумайте об этом! Не будет дружбы крепче, чем проверенная настоящими испытаниями!
А причем тут Карфаген, справедливо спросите меня вы?))
Фраза «Карфаген должен быть разрушен», или на латыни «Carthago delenda est» стала крылатой. На самом деле она звучала немного иначе «Ceterum censeo Carthaginem delendam esse» или «А также я считаю, что Карфаген должен быть разрушен». Фраза принадлежит древнеримскому политику, полководцу и писателю Марку Порцию Катону, также известному как Катон Старший. С некоторых пор каждое свое выступление в Сенате он стал заканчивать этой фразой.
Рим воевал с Карфагеном трижды. Первая война началась во многом по глупости и случайно. Рим и Карфаген были союзниками в противостоянии с греческими полисами и царем Пирром. Но так случилось, что едва закончилась война Рима против Пирра следующая война — против Карфагена вспыхнула буквально спустя следующие дни. Камнем преткновения стала Сицилия. Война была долгой и кровавой, очень долго Рим, будучи сухопутной державой, ничего не мог поделать с карфагенским флотом, но в конце концов наступил момент, когда Карфаген не смог продолжать войну по экономическим причинам.
По результатам первой пунической войны был подписан мирный договор на довольно мягких для Карфагена условиях. По сути Карфаген уступал Риму только Сицилию и был обязан выплатить репарации, впрочем воспользовавшись последовавшей после поражения смутой в Карфагене римляне аннексировали еще и Сардинию.
Так или иначе Карфаген быстро сумел восстановить былую мощь за счет доходов от морской торговли и от серебряных рудников в Испании. У власти в Карфагене находился клан Баркидов, которые еще со времен первой войны люто ненавидели Рим и жаждали реванша. Когда Карфаген вновь почувствовал силу Ганнибал Барка начал искать предлог для новой войны, и довольно быстро нашел его. Последовавшая за этим Вторая Пуническая война началась для Рима как полная катастрофа. Римские войска были даже не просто разбиты, а фактически уничтожены, в нескольких сокрушительных поражениях, крупнейшим из которых стал разгром при Каннах, когда многотысячное римское войско попало в окружение и было вырезано почти полностью.
Марк Порций Катон был участником этой войны. Он прекрасно знал чего стоила Риму эта победа. В конце 150-х годов Катон отправился в составе римской дипломатической миссией в Карфаген. После поражения во второй войне Карфагену был навязан крайне тяжелый и унизительный мирный договор. Карфагеняне потеряли все свои провинции в Испании и на островах средиземного моря, были обязаны выплатить тысячи тонн золота в качестве репараций, а также им запрещалось иметь военный флот, боевых слонов и вести войны без разрешения Рима.
Отправляясь в Карфаген Катон ожидал увидеть столицу поверженного врага в состоянии упадка. Каково же было его удивление, когда он увидел процветающий и богатый город. Крайне выгодное географическое положение обеспечивало Карфагену огромные доходы от морской торговли и даже кабальные условия мирного договора не смогли переломить хребет экономике Карфагена.
Карфаген очень быстро восстанавливался и набирал силу. Катону стало ясно, что это всего-лишь вопрос времени когда Карфаген снова станет угрозой для Рима. Поэтому он начал повторять своё утверждение о необходимости разрушения Карфагена, по какому бы вопросу он ни выступал в сенате.
В итоге римляне прислушались к словам Катона и вскоре по надуманному поводу была начата третья Пуническая война, по результатам которой город Карфаген был полностью уничтожен...
А фраза стала крылатым выражением, означающим настойчивый призыв к борьбе с врагом или препятствием.
Мои статьи тоже всегда будут заканчиваться одинаково!