Время новых городов, судя по всему, то ли закончилось, то ли временно приостановилось, однако еще совсем недавно новые города строились во многих странах мира. И есть среди них один, который после семидесяти лет своего существования продолжает оставаться одним из самых интересных и привлекательных. Это – индийский город Чандигарх, построенный в 1951-1956 годах коллективом архитекторов под руководством именитых французов, двоюродных братьев Ле Корбюзье и Пьера Жаннере.
Финал Второй мировой войны дал миру новый толчок к созиданию: казалось, что после победы над злом человечество имеет право лишь на строительство нового, полезного и прекрасного. Индию, не так давно пережившую обретение независимости и раздел страны (часть ее стала Пакистаном), эта тенденция тоже коснулась: страна нуждалась в обновлении. Причем нужда была прагматичной: стране нужен был город, который бы стал центром двух штатов: Пенджаба и Харьяны (прежняя столица Пенджаба, Лахор, вошла в состав Пакистана); в то же время, по мысли премьер-министра Джавахарлала Неру, новый город должен был стать символом новой Индии.
В 1949-м Неру нанял двух американских архитекторов, Альберта Майера и Мацея Новицкого, которые спланировали новый город как строгую прямоугольную сетку. Но через год после начала работы Новицкий, возвращаясь из Индии, погиб в авиакатастрофе; Майер какое-то время работал один, но затем отказался от проекта. Чтобы продолжить проект, Неру обратился к одной из главных тогдашних архитектурных звезд, Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль Эдуард Жаннере). Тот согласился и сформировал коллектив, куда вошли его кузен Пьер Жаннере и супружеская пара британских архитекторов Эдвин Максвелл Фрай и Джейн Дрю. Кстати, в договоре с европейцами было оговорено, что все участники команды должны жить на месте будущего Чандигарха все время работы, лишь Ле Корбюзье был освобожден от этого. Тем самым воплощалась идея о практическом обучении молодых местных архитекторов, прикомандированных к команде.
Тем временем было выбрано название города: Чандигарх (в честь храма богини Чанди, который сейчас находится в 15 километрах от города).
Корбюзье выбрал новое место для города: на важных торговых путях, в долине, идеальной для сельского хозяйства, между двух рек (потом было создано ещё и рукотворное озеро). Великий француз изначально хотел застраивать город по зонам, в зависимости от их назначения. Административная часть, включающая комплекс учреждений, разместилась на возвышенности близ озера. Неподалеку должны были находиться учебные заведения, стоящие около огромного парка, в который были интегрированы физкультурно-спортивная зона и досуговые центры. А уже за парком, отделенная от центра «зеленым поясом» (чтобы защитить от вредных выбросов) планировалась промышленная зона.
Транспортная система Чандигарха была основана на семи различных типов дорог, деливших город на небольшие районы. Сегодня в городе 57 секторов, и каждый из них - полноценный район с инфраструктурой, школой, рынком, парком и парковками на окраинах. Попасть в центр сектора на машине нельзя - такова была идея создателей города о комфортной и безопасной среде. Более того, вокруг всего города Корбюзье предусмотрел природную зону в 16 километров шириной, где было запрещено строить; её задачей было предотвращение разрастания города. Увы, правило это впоследствии соблюдено не было.
Транспортная система Чандигарха была основана на семи различных типов дорог, деливших город на небольшие районы. Сегодня в городе 47 секторов, и каждый из них - это полноценный район с инфраструктурой, школой, рынком, парком и парковками на окраинах. Попасть в центр сектора на машине нельзя - такова была идея создателей города о комфортной и безопасной среде. Более того, вокруг всего города Корбюзье предусмотрел природную зону в 16 километров шириной, где было запрещено строить; её задачей было предотвращение разрастания города. Увы, правило это впоследствии соблюдено не было.
Сами части города, по замыслу братьев, должны были иметь свое лицо, свой стиль. При этом они опирались на идею равенства, совершенно не учитывая традиционного кастового сознания индийцев. Для Корбюзье и Жаннере стало сюрпризом, что представители власти и чиновники возжелали жить в центре города в роскошных особняках; попытки противостоять этому успехом не увенчались, пришлось вносить коррективы в планы города. В итоге жилые дома были поделены на 16 категорий, каждая из которых соостветствовала статусу обитателей - от простых одноэтажных домов со смежными задними двориками до огромных двухэтажных особняков.
Решить проблемы погоды (перепады ночных и дневных температур, жуткая жара и проливные дожди) помогли традиционные замкнутые дворы, плоские крыши, решетки на окнах и уникальные, придуманные именно здесь солнцерезы — выступы на стенах. Они были расположены таким образом, чтобы сохранять комфортную температуру внутри здания и давать в нужное время тень.
В городе сразу можно выделить повторяющиеся архитектурные детали, однако есть и совершенно уникальные сооружения: башня студенческого центра Пенджабского университета, стадион на окраине Чандигарха, центр изучения наследия Махатмы Ганди «Ганди Бхаван», построенный Пьером Жаннере - да и весь административный комплекс, пожалуй.
Идея о практическом обучении местных архитекторов дала свои плоды: в Чандигархе возникла сильная архитектурная школа. Шесть лет назад местный архитектор Балкришна Доши, в юности работавший с Ле Корбюзье не только в Чандигархе, но и еще одном индийском городе, Ахмедабаде, стал первым индийцем, удостоенным Прицкеровской премии - главной в мире архитектуры. Стоит отметить, что город вообще славится самыми широкими возможностями в сфере образования. Более 70% местного населения грамотны, что для Индии является весьма значимым показателем.
К тому же Чандигарх - один из самых богатых городов в Индии. Среди городов-столиц штатов он имеет самый высокий доход на душу населения.
В завершение остается добавить, что Чандигарх стал одним из немногих архитектурных проектов в истории, когда кажущаяся совершенно идеалистическойц концепция совершенного и гармоничного города оказалась не просто воплощённой в жизнь, но и имеющей долгую историю. Сам город до сих пор являет собой гармоничное совершенство лаконичных линий, продуманных зданий, уравновешенных пропорций - и служит примером того, как новый опыт может быть гармонично соединён с национальными традициями и особенностями такой непростой страны, как Индия.
Создавать уникальные, функциональные и эстетически убедительные средовые объекты — и даже, может быть, создавать новые города — успешно учат в Школе дизайна НИУ ВШЭ (направление «Дизайн среды»).