ВЫХОДНЫЕ НА ДИВАНЕ (мои впечатления о фильмах и книгах, в компании которых провожу ленивые вечера отдыха (если они таковыми выдаются).
В ночь на 15 апреля 1912 года затонуло судно, известное миру по сей день. Огромный роскошный лайнер должен был стать началом исполнения всех заветных желаний для большинства его пассажиров, но стал последней ступенькой земного пути...
Но ведь это далеко не самая масштабная корабельная катастрофа и, к сожалению, не первая и не единственная трагедия, случившаяся на воде.
Почему же этот корабль так запал всем в душу, так будоражит наше внимание до сих пор?
Я думаю, что "Титаник" еще долго будет печально знаменит, поскольку он стал огромным примером того, к чему приводят тщеславие и человеческая беспечность. Погоня за выгодой и предпочтение комфорта правилам безопасности. История именно этого лайнера - демонстрация хрупкости бытия, тонкости человеческой жизни, капризности судьбы, когда в одночасье ты можешь потерять самое драгоценное - своё существование - несмотря на владение несметными богатствами.
О "Титанике" написано немало книг и снято большое количество фильмов.
Сегодня я хочу вспомнить о трех экранизациях, рассказывающих о "Титанике". Пойду в обратном хронологическом порядке.
1. Самым ярким и зрелищным на данный момент остается "Титаник" Д. Кэмерона 1997 года. Это бесспорно колоссальная работа, воспроизводящая максимально достоверную картину произошедшего (хотя, конечно, неточности и расхождения с реальностью найти можно всегда).
"Титаник" 1997 г. Режиссер Д. Кэмерон
Тонкое воссоздание деталей интерьеров, реалий времени, особенностей моды и этикета, попытка максимально точно восстановить детали той страшной ночи - заслуженно относит фильм Кэмерона к числу шедевров.
2. Но мой интерес к теме появился еще до выхода истории Джека и Роуз. Первый раз я увидела "Титаник" на телеэкране в детстве, и это был фильм 1996 года с Кэтрин Зета-Джонс в одной из главных ролей.
Да, экранизации вышли практически друг за другом, и мини-сериал Р. Либермана тоже достоин внимания и интереса.
"Титаник" 1996 г., мини-сериал. Режиссер Р. Либерман
Сериал состоит всего из двух серий, но достаточно ярко и зрелищно описывает трагедию, на фоне которой протекают истории главных персонажей. Здесь также есть и любовь, и интриги, и конкуренция богатства-бедности, и изображение человека в ситуации спасения жизни.
Фильм стал для меня своеобразной подготовкой к кэмероновской истории, появлению в душе вопросов, которые хотелось бы оценить подробнее, а именно тех, что волновали и волнуют меня всегда, - обнажение человеческой натуры в условиях балансирования на грани жизни и смерти.
3. Еще один фильм этой темы, произведший на меня сильное впечатление, - "Титаник" 1953 г.
"Титаник" 1953 г., режиссер Ж. Негулеско
Это черно-белая экранизация, изобилующая техническими неточностями и недостоверностями, которые любят выискивать профессионалы. Пусть так, спорить не буду, но суть сохранена прежней - перемалывание человеческих судеб на фоне погружения лайнера в пучину...
В этой истории меня очень тронул юный актер, искренне сыгравший роль мальчика Нормана, - Харпер Картер. Немного подробностей сюжета - Норман плывет на корабле вместе с семьей, но родители его находятся в процессе развода и разрыва семьи. Муж узнает, что сын ему неродной, и тут же теряет интерес к мальчику и даже высказывает брезгливость "нагулянным" ребенком. В то время как Норман обожает папу, боготворит, во всем берет с него пример и искренне не понимает такой резкой перемены отца, его холодности и отстранения. Норман до последнего следует за отцом, погибая, но оставаясь настоящим маленьким джентльменом...
...Все истории о "Титанике" заставляют нас в очередной раз заглянуть внутрь себя и ответить, а смогли бы мы сохранить достоинство в страшной ситуации, вели бы себя благородно или шли по головам, лишь бы спастись самому... Пожертвовали ли бы собой ради спасения других или малодушничали, списывая это на трезвый расчет...
Человеческая душа - потемки, не дай Бог в реальности вот так измерить свои силы... Но задумываться о человечности нужно всегда. Ведь история "Титаника" - это еще и практически единственный пример корабельных катастроф, когда сработало правило "первыми в шлюпку садятся женщины и дети"... Это факт, вычитанный мной из множества статей, анализирующих подобные трагедии на водах, где срабатывал принцип "каждый спасается как может, каждый сам за себя"...
Мира вам и добра, друзья, пусть катастрофы будут знакомы нам только по книгам и фильмам.