Обычно на своём канале я провожу анализ произведений и делю его на две части. В случае с Хаксли делать это излишне, ведь он один из немногих авторов кто делает это сам. Всем известен его роман-антиутопия "О дивный новый мир", который стал классикой жанра, одним из столпов, помимо известных романов Замятина и Оруэлла. Но мало кто, так сказать, интересуется дальнейшим развитием его творчества или, конкретнее, развитием его мысли о человеческой цивилизации, которая наиболее четко прослеживается в трёх работах.
Он оказал огромное влияние на культуру своего времени, например, без него очень сложно представить США 60-х, битников, хиппи, классический рок, весь, так сказать, американский андеграунд - то есть движение контркультуры. И, если задуматься, сложно назвать это "плюсом", тут решайте сами.
Что я имею в виду: вы точно знаете группу "The Doors". Но почему такое название? Что за "двери"?Товарищи музыканты оказались под огромным влиянием книги автора "The Doors of Perception" или "Двери восприятия". Это автобиографический дневник-эссе, где Хаксли описывает свой психоделический опыт от употребления мескалина. Это такое вещество, которое содержится в кактусе рода Эхинопсис, его употребляли индейцы в ритуальных целях, чтобы пережить духовный опыт. Чисто в научных целях Хаксли разрешил поставить на себе опыт, и вот он в этой книге описывает свои переживания, которые он принял за духовный опыт или около того. Само название книги отсылает нас к цитате английского поэта-мистика Уильяма Блейка:
"If the doors of perception were cleansed every thing would appear to man as it is, Infinite. For man has closed himself up, till he sees all things thro' narrow chinks of his cavern."
В переводе: "Если бы двери восприятия были очищены, все казалось бы человеку таким, как оно есть, Бесконечным. Ибо человек замкнулся в себе до тех пор, пока не увидит всё через узкие щели своей пещеры."
В то время отношение к употреблению наркотиков (напоминаю, наркотики - зло) было довольно положительное и можно сказать, что неосознанно автор подлил масла в этот огонь, поэтому люди стали ещё думать, что они смогут пережить духовный опыт или достичь какого-то просветления. Как вы помните, ничего хорошего не вышло, все эти игры с наркотой заканчивались депрессией, отупением и смертью.
Я осознанно начал с плохого, потому что если вы не знакомы с автором, то у вас сразу возникнет впечатление, что Хаксли - это какой-то конченый наркоман, маргинал и тому подобное. И в поп-культуре он вспоминается скорее на основе описанного выше. Но на деле все иначе. В первую очередь автор был большим эрудитом, глубоким интеллектуалом с научным подходом к миру, НО не научным взглядом. То есть если речь идёт о постановке проблемы, диагноза, в частности проблемы общества, то у него включается научный и трезвый взгляд на вещи, а когда поднимается вопрос решения, то вот тут, хе-хе, пробуждаются doors of perception, простите за иронию. Но в этом и заключается, на мой взгляд, особенность автора. Он остро переживал несовершенство мира и старался найти хоть какое-нибудь лекарство, и этот конфликт, который переживает каждый мыслящий человек, отразился в жанрах антиутопии и утопии, и оформился в итоге в последний роман "Остров", написанный незадолго до смерти.
"О дивный новый мир" - это его ранняя работа, одна из первых, которая была опубликована в 1932 году, ещё до Второй мировой войны. А в 1958 году он пишет "Возвращение в дивный новый мир" и это не художественное произведение, это скорее сборник эссе, где автор анализирует верен ли был его прогноз движения человека к описанной антиутопии, где он оказался прав, а где нет, причем проводит параллели с "1984" Оруэлла. И сегодня это читать особенно интересно, ведь так развертывается история с начала ХХ века по сей день. Вот здесь автор и проводит самоанализ, раскрывает карты, поэтому писать об этом отдельную статью смысла нет. Однако кратко и грубо, без оценки, отмечу основное направление его мысли:
Главная проблема человечества в том, что у него отсутствует инструмент контроля над рождаемостью, что неизбежно приводит к перенаселению, а это к чрезмерному потреблению, а значит и массовому производству с технологическим прогрессом, тем самым запасы природных ресурсов со временем закончатся быстрее, чем мы думаем, а экология спасибо не скажет. Помимо этого массовое скопление людей не может по природе своей рефлексировать и мыслить, толпа - это такая же опасная стихия, как и цунами или извержение вулкана, которой нужно управлять, что по умолчанию приводит к диктатуре и тоталитаризму, то бишь несвободе личности. Хаксли считает, что самый справедливый социальный строй - это демократия, но она просто невозможна при перенаселении. Демократия возможна только в рамках взаимодействия между группами обществ, которые сами решают как им быть, на этой основе он сам же приходит к выводу, что со временем в США демократия неминуемо погибнет. По его мнению есть два вида тирании - примитивная и модернизированная. Первая - это контроль путем насилия, мир нацистов или коммунистов, этот мир описывает Оруэлл. Рано или поздно она превращается во вторую - контроль без насилия, мир нескончаемого потребления, этот мир описывает Хаксли. В его мире цивилизация нашла механизм контроля над рождаемостью (с этого начинается роман), но который принадлежит не демократическому союзу обществ, а тоталитарному режиму. Поскольку этот режим контролирует рождаемость граждан, то он так же и контролирует процесс воспитания человека с младенчества, в этом мире нет проблем с дисбалансом потребителей и потребляемого, это идеальный порядок, в котором нет конфликтов и трагедий, но, правда, в нем совершенно нет никакого смысла.
В общем, самое главное - это контроль рождаемости и общий доступ к образованию в руках условного полиса, а не империи. Мол, это решит все проблемы.
Видимо это понимание толкает Хаксли искать гармонию и смысл в мировых религиях и религиозных идеях, точнее искать некий общий принцип, то, что объединяет их все, в итоге он напишет книгу "Вечная философия", где он и проводит системный анализ религий (кстати, в этом он совсем не первый). В "Возвращении..." Хаксли в конце книги формулирует основные пункты, которые, по его мнению, должны решить проблемы общества, к ним же можно прибавить и его духовные поиски. Как итог всей его жизни рождается большой философский роман "Остров".
По сути, это утопия, которая плавно переходит в антиутопию: роман рассказывает нам о вымышленном острове, которому удалось сохранить себя, избежать мировые потрясения и построить гармоничное идеальное общество. Так такового сюжета там нет, вернее, он существует как условная рамка, в которой Хаксли описывает жизнь этого острова, его историю, где люди научились контролировать рождаемость, потребление, они духовно развиваются, сохраняют свое психологическое здоровье и сохраняют экологию. Именно этим описанием роман интересен. Но с прочтением понимаешь, что даже если бы чисто гипотетически такой остров существовал, то его неминуемо бы поглотила глобализация, ведь время требует интеграции. Роман тем и начинается, что на остров из внешнего мира попадает журналист, которого прислал нефтяной британский магнат, чтобы получить у царя разрешение на добычу нефти, избежав при этом ее национализации. (Словом, тот же сценарий, что и с Ираном, когда к ним прибежали британцы). Так антиутопия поглотила утопию.
Кстати, если у вас есть какие-то свои интересные представления об обществе, то занимайте место Хаксли и оставляйте комментарии, было бы интересно узнать полярные взгляды на такой сложный предмет.
А ещё буду рад, если посоветуете какие-нибудь малоизвестные утопии или антиутопии, ну, или просто расскажите какая ваша любимая.
В общем, если мне удалось вас заинтересовать почитать Хаксли, то я очень рад. С любовью, ваш ЧО.