Найти тему
ФедералПресс

Фейки не пахнут: как YouTube зарабатывает на распространении лжи

Россиянам необходимо пользоваться отечественными онлайн-площадками, которые находятся в правовом поле РФ.  Фото: unsplash.com
Россиянам необходимо пользоваться отечественными онлайн-площадками, которые находятся в правовом поле РФ. Фото: unsplash.com

Что такое дипфейк, знает уже, наверное, каждый. Отличать фейки от достоверной информации многие тоже научились. Однако технологии не стоят на месте, и в мире искусственного интеллекта появилось новое понятие – чипфейк. Что это такое, как связан с чипфейками YouTube и почему нужно пользоваться отечественными онлайн-площадками, «ФедералПресс» рассказал первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.

«Современные онлайн-платформы вынуждены постоянно бороться с огромным количеством фейковой информации. Развитие технологий делает это все сложнее и сложнее – с помощью искусственного интеллекта можно в пару кликов мыши создать невероятно правдоподобный дипфейк. И отделять такие материалы от достоверных, особенно в автоматическом режиме, – не самая простая задача. Но западный видеохостинг YouTube в очередной раз сумел всех удивить. Разумеется, в негативном ключе.

С дипфейками на YouTube имел шанс столкнуться каждый. Стоит вспомнить, как злоумышленники использовали образ миллиардера Илона Маска, который невольно стал лицом рекламной кампании мошеннической криптовалютной платформы. С тех пор технологии шагнули дальше, и подобные видео становятся все более убедительными. В связи с этим возникает вопрос: научилась ли платформа определять хотя бы менее качественные фейки?

Тут я хочу познакомить вас с новым понятием – чипфейк. С английского это буквально переводится как «дешевая подделка». Этим термином обозначают крайне примитивные фейки, сделанные с применением простых технических средств: замедление или ускорение видео, помещение в определенный контекст и так далее. К примеру, жертвой чипфейка стала американский политик Нэнси Пелоси – видео ее выступления слегка замедлили. Это создало впечатление, что Пелоси пьяна.

Зачастую такие фейки, как говорится, сделаны «на коленке». И казалось бы, для чего такие видеоролики выявлять, ведь само их качество не позволяет им представлять из себя угрозу. Однако аудитория YouTube-каналов, распространяющих чипфейки, только растет. Сам видеохостинг не только ничего не делает с этой ситуацией, но даже зарабатывает на просмотрах таких видео. А просмотров много.

Фактчекеры из Dismislab доказали это на примере нескольких каналов, которые стали невероятно популярными после публикации подобных роликов. Одним из таких стал канал Sabai Sikhi, который позиционирует себя как образовательный. До марта 2023 года он размещал видео для подготовки к экзаменам, но после этой даты внезапно стал публиковать политический контент. И цифры говорят сами за себя: в период с марта 2021 года по март 2023 среднее количество просмотров 959 видеороликов образовательного и профессионального характера составило 2872. В то же время 256 политических чипфейков, загруженных с марта 2023 года по февраль 2024, имели в среднем 121 828 просмотров.

Как известно, внимание к каналу означает интерес со стороны YouTube. И автор может стать участником партнерской программы платформы. ИТ-гигант будет делиться с ним прибылью от рекламы. Раньше информация об участниках партнерской программы была открыта, однако недавно YouTube решил ограничить к ней доступ. Разумеется, это намного проще и дешевле, чем бороться с распространением фейков. Площадка предпочла сделать вид, что хостинг тут ни при чем, но при этом продолжает втайне зарабатывать деньги на подобном материале.

Все сказанное выше снова подтверждает простой факт – россиянам необходимо пользоваться отечественными онлайн-площадками, которые находятся в правовом поле РФ. И то, что в России есть собственные полноценные платформы – очень большое благо, которое доступно крайне небольшому числу стран. Остальные же вынуждены сталкиваться с фейками и деструктивом, не имея альтернатив. У россиян альтернатива есть. И в условиях информационной войны ей однозначно нужно пользоваться».

Фото: unsplash.com