Найти в Дзене
Правильный расчет

Что значит - вести бухучет?

Оглавление

Согласно законодательству РФ, бухучет обязаны вести все юридические лица, ведущие деятельность на территории России. Руководители компаний несут за это ответственность в виде административных штрафов, а сама компания - в виде налоговых санкций.

Зачем нужен бухгалтерский учет

Основная задача бухучета - непрерывный сбор и систематизация данных о материальном положении компании, и подготовка на основе этой информации бухгалтерской отчетности. Основываясь на показателях отчетности оценивается финансовое состояние бизнеса и его эффективность.

К основным объектам, отражаемым в бухгалтерском учете, относятся:

  • активы: имущество, включая основные средства, товарно-материальные ценности, деньги и прочие финансовые ценности, имущественные права (в т.ч. дебиторская задолженность), а также нематериальные активы;
  • обязательства: задолженность перед кредиторами, которая должна быть погашена в установленные сроки;
  • источники финансирования: средства учредителей, полученная прибыль, внешние инвестиции и целевое финансирование;
  • доходы и расходы: денежные средства и имущество, которые организация получает и тратит в процессе деятельности.

Постановка бухгалтерского учета

Бухучет обязаны вести все организации непрерывно с момента регистрации до ликвидации. Индивидуальные предприниматели от его ведения освобождены (они заполняют только книгу учета доходов и расходов для расчета налога).

За организацию бухгалтерии на предприятии отвечает его руководитель. Он должен возложить обязанности по ведению учета на главного бухгалтера или привлечь по договору на оказание бухгалтерских услуг специализированную организацию / внешнего бухгалтера-аутсорсера.

Малый бизнес, имеющий право на бухучет в упрощенной форме, вправе вести бухучет самостоятельно силами самого руководителя.

Учет ведется в соответствии с учетной политикой организации, которая разрабатывается каждым предприятием самостоятельно на основе норм бухгалтерского законодательства, федеральных стандартов (ФСБУ) и положений о бухучете (ПБУ).

В учетной политике закрепляются способы учета конкретных объектов, если законодательно и стандартами правила методы учета не определены, утверждается рабочий план счетов и формы используемых первичных документов, порядок и правила проведения инвентаризации, методы оценки имущества и обязательств.

Первичные документы и регистры

Все проведенные в бухучете операции должны быть подтверждены первичными документами (товарная накладная, кассовый ордер, чек ККТ, акт услуг и т.п.)

Первичными документами признаются документы, содержащие обязательные реквизиты: наименование, дату создания, название организации, описание факта хозяйственной жизни, величину / стоимость в денежном или натуральном выражении с указанием единицы измерения, должность ответственных лиц, а также их подписи, фамилии и инициалы.

Данные, которые содержатся в документе, являются основой для отражения в проведенной операции в бухгалтерском учете. Так формируются бухгалтерские регистры: книги, карточки, журналы, сводные листы, ведомости и пр., на основе которых затем составляется бухгалтерская отчетность.

Ввести первичные документы и регистры можно как на бумаге, так и в электронном виде. Во втором случае они должны быть подписаны электронной подписью ответственного лица.

Двойная запись и проводки

Все учитываемые объекты и операции отражаются на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, где они группируются и переводятся в денежный формат. Операции фиксируются методом двойной записи, то есть по дебету одного счета и по кредиту другого в равных суммах для сохранения баланса. Такая запись называется бухгалтерской проводкой.

Проводки показывают, что приобрела компания в результате операции или сколько потратила и за счет каких средств. И если операция привела к увеличению чего-либо, значит, что-то должно уменьшиться.

Например, если на склад предприятия поступил товар на сумму 5000 руб., то одновременно с поступлением товара возникла обязанность расплатиться за него с поставщиком в той же сумме 5000 руб.

Бухгалтерская отчетность

На основе данных бухучета организации формируют и сдают в налоговую бухгалтерскую отчетность, которая состоит из следующих форм:

  • Бухгалтерский баланс. Это состояние всех счетов компании на определённую дату. Отражает активы, обязательства и собственный капитал компании.
  • Отчет о финансовых результатах. Отражает доходы, расходы и финансовый результат (прибыль или убыток) компании за период.
  • Отчет об изменениях капитала. Показывает изменение собственного капитала в течение отчетного периода: как за это время изменились источники средств компании.
  • Отчет о движении денежных средств. Отражает движение денежных средств (поступления и выплаты) по всем видам деятельности компании в течение периода.
  • Пояснения к отчетности. В них дают расшифровку отдельных строк отчетности.

Все формы отчетности заполняют на основе бухгалтерских записей (регистров), поэтому все они связаны между собой. Субъекты малого бизнеса вправе подавать упрощенную отчетность, которая состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, причем в специально разработанной более простой форме.

Закон обязывает компании не только вести бухгалтерский учет и сдавать бухгалтерскую отчетность, но и проводить внутренний контроль отражения фактов хозяйственной жизни. А также регулярно проводить инвентаризацию, в ходе которой предприятие сверяет свои фактически имеющиеся имущественные объекты и обязательства с тем, что указано в бухгалтерских регистрах .

Кроме того, необходимо обеспечивать хранение первичных документов, бухгалтерских регистров и бухгалтерской отчетности. Ответственным за их сохранность является руководитель организации.

Все это показывает нам, как важно доверить ведение бухучета опытным и надежным профессионалам с безупречной репутацией.

Бухгалтерская компания "Правильный расчет"

БК "Правильный расчет" (https://pravraschet.ru)
БК "Правильный расчет" (https://pravraschet.ru)