Найти в Дзене
HFB dzen

Северный морской путь (СМП) для китайского бизнеса: маршруты и перспективы.

Глобальная логистика вышла на первый план и играет ключевую роль в мировой экономике, определяя эффективность и конкурентоспособность бизнеса. В этом контексте становится все более важным изучение и анализ альтернативных маршрутов доставки товаров, таких как Северный морской путь (СМП). Особый интерес в этом вопросе проявляет Китай, стремясь обеспечить надежные и экономически выгодные маршруты поставок своих товаров как в Россию, так и в Западную Европу. Татьяна Кулябина, генеральный директор международной компании мультимодальной логистики Holding Finance Broker, рассказала о перспективах развития Севморпути с точки зрения китайского бизнеса и возможные путях оптимизации и повышения его эффективности.

Татьяна Владимировна Кулябина Колонка эксперта.
Татьяна Владимировна Кулябина Колонка эксперта.

Северный морской путь – это не просто морской транспортный коридор, это новая перспективная возможность для развития мировой логистики и торговли. В последние годы он стал объектом повышенного внимания, особенно среди китайских бизнесструктур, и это неудивительно. Ведь возможность сократить время и затраты на доставку товаров на порядок всегда привлекает внимание предпринимателей. Севморпуть приобретает все большее значение в мировой логистике. Если ранее по нему двигались балкеры и газовозы, то сейчас через СМП уже перевозят контейнеры. Регулярный сервис контейнерных перевозок между Россией и Китаем начал работать с начала июля. Новый маршрут, с учетом погодных условий, будет активен в летне-осенний период. Китай проявляет значительный интерес к развитию данного маршрута, который сокращает расстояние примерно на 5000 км по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал. Сложившаяся обстановка может привлечь внимание международных компаний к Севморпути. В пользу СМП, как альтернативного маршрута для поставок товаров между Европой и Азией, говорят его преимущества, такие как сокращение среднего времени транспортировки грузов на две недели по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал, а также более низкие затраты на топливо. Это обещает значительное сокращение расходов на перевозку и предоставляет игрокам рынка экономические перспективы. Интерес Китая к Севморпути не случаен. Он становится все более привлекательным не только для поставок в Россию, но и для доставки товаров в Западную Европу. Ранее китайские компании активно развивали присутствие в европейских портах, но столкнулись с препятствиями, такими как невозможность приобретения контрольных пакетов акций в ключевых портах. В такой ситуации СМП, который во многом контролирует Россия, становится для Китая крайне важной параллельной линией. Это интересно не только с точки зрения экономических преимуществ, но и как стратегическое решение для диверсификации логистических потоков и хеджирования рисков. В 2023 году китайская компания New Shipping Line начала транзитные рейсы через Севморпуть из китайских портов. Это демонстрирует интерес иностранных компаний к использованию СМП для оптимизации своих поставок. Северный морской путь обладает огромным потенциалом для развития. Тестовая проверка транзита по СМП в оптимальном формате это подтвердила и доказала, что через него можно увеличить объемы грузов, перенаправленных с Суэца. Это открывает новые перспективы для развития логистических потоков между Азией и Европой. Однако для успешного развития СМП необходимо учитывать несколько ключевых аспектов. Вопервых, подготовка судов высокого ледового класса для круглогодичной навигации является важным условием. Во-вторых, повышение экономической эффективности рейсов на СМП должно стать приоритетом для грузоотправителей, чтобы этот маршрут стал более привлекательным сравнительно с проходом через Суэцкий канал. Третьим аспектом является сезонность: повышающийся интерес к летне-осеннему периоду, когда в ледокольной поддержке нет необходимости или она требуется в минимальном объеме. Помимо этого, необходимо прорабатывать такие узкие места, как ограничения в перевозке определенных видов товаров из-за условий хранения и транспортировки, недостаток судов ледокольного типа и инфраструктуры. И наконец, отдельно стоит уделить внимание вопросу страхования грузов, которым в настоящее время занимаются крайне мало. С учетом этих особенностей развитие Северного морского пути представляет собой перспективное направление, которое может значительно сократить время доставки грузов между Азией и Европой, снизить затраты на топливо и улучшить экономическую эффективность транспортировки. Вместе с тем, для успешного развития маршрута необходимо продолжать работу над устранением существующих ограничений и повышением конкурентоспособности СМП на мировом рынке логистики.