Бренд домашнего текстиля Perinne придумали подруги-дизайнеры, которых вдохновила история Русского Севера. Сюжеты для коллекций они ищут в поездках, во время которых общаются с местными жителями, изучают архивы и народные промыслы. Основательницы бренда рассказали, как построили бизнес на переосмыслении местных традиций.
В переводе с финского и карельского Perinne означает «традиции». Это название выбрали для бренда домашнего текстиля Светлана Катаргина и Татьяна Бабкова.
«Perinne — это текстиль для дома, который объединяет в себе декоративно-прикладное искусство, дизайн, современные технологии и традиции разных регионов России», — объясняет Светлана. Для авторов проекта традиции — часть многовековой и богатой культуры страны, ее духовного наследия.
«Мы видим в продаже много изделий народных промыслов низкого качества, — рассказала Светлана. — Их покупают импульсивно, как сувенир, который потом пылится на полке. Часто эти вещи не так просто вписать в интерьер». С ней согласна и Татьяна: «Мы хотели показать, как традиционные вещи можно сделать не только красивыми, но и функциональными с точки зрения применения в быту», — говорит она.
Светлана и Татьяна познакомились в Московском художественно-промышленном училище им. М.И. Калинина, где получили специальность «художник по вышивке», а затем вместе учились в Высшей академической школе графического дизайна. Потом стали вместе работать — проектировали макеты журналов и книг, создавали фирменные стили и иллюстрации, упаковку и web-дизайн. В какой-то момент им захотелось «вернуться к корням» и сделать проект про народные традиции. Выбор был сделан в пользу текстильных изделий: они дают простор для творчества и не требуют сложного производства.
«По нашему мнению, тема домашнего текстиля недооценена. Особенно если говорить о товарах с традиционными мотивами, — объясняет Татьяна. — Текстиль помогает преобразить обстановку. В народном быту предметы были богато украшены орнаментом и вносили в домашнюю обстановку особую атмосферу, эмоции, которые со временем ушли. Этого не хватает сейчас. И мы хотим вернуть эту атмосферу в современный интерьер изделиями Perinne».
В Карелию за вдохновением
Первая коллекция бренда «Лес, вода и камень» была посвящена родному краю Светланы — Карелии.
«Моя семья из Медвежьегорского района Заонежья. Я думала, что после обучения в Москве вернусь и буду работать художником на фабрике "Заонежская вышивка". Но все вышло иначе», — делится Светлана.
Татьяна и Светлана поехали в Карелию, где общались с жителями и мастерами, изучали архивы, посещали ткацкие мастерские, центры ремесел и культуры. В коллекции можно увидеть принты, вдохновленные традициями вышивки города Пудож, для которых характерны яркий узор и абстрактные формы. А само название «Лес, вода и камень» — это строки из книги Михаила Пришвина, к которому пришла известность как раз после поездки в Карелию.
На запуск производства в 2018 году девушки потратили собственные 100 тысяч рублей: деньги пошли на закупку ткани, печать принта и пошив. Первый тираж был небольшим: до пяти штук на каждый предмет. Разработкой фирменного стиля и прочими этапами Татьяна и Светлана занимались самостоятельно.
Первые два года проект работал «в ноль». Сейчас выпуск коллекции окупается полностью в течение 2-3 месяцев, а прибыль от продаж идет на следующую партию, коллекцию или на производство пробных образцов.
Как получаются яркие принты
Изделия Perinne изготавливаются из натурального льна небольшими тиражами от 10 до 30 шт. Лен белорусского производства закупают в России. Дизайнеры отмечают, что за последний год цена на ткань выросла на 30% — сегодня она стоит около 1,5 тыс. рублей за метр. Несмотря на это, в 2023 году Perinne не повышала стоимость изделий. «Мы хотим, чтобы покупатели поняли нашу концепцию, а сам продукт стал более массовым и доступным», — комментирует это решение Светлана. На сайте бренда цена на скатерти варьируется от 7 до 9,5 тыс. рублей, особняком стоит скатерть из коллекции «Были-небылицы» с ручной вышивкой, которая стоит 60 тыс. рублей. Стоимость дорожек — 5,6-6 тыс. рублей, салфеток — 1-1,4 тыс. рублей, фартука — 3,5 тыс. рублей.
Если вещь в наличии, в течение пары дней ее отправляют покупателю. Если нужен большой тираж, сроки оговариваются отдельно. Принт на ткани печатают в Москве и Санкт Петербурге, а сами изделия отшивают в Туле.
«Принт на ткань для скатертей, салфеток и дорожек наносится цифровой промышленной печатью. Ткань проходит несколько этапов обработки, затем идет нанесение и закрепление рисунка и стирка при высокой температуре, благодаря чему готовые изделия не линяют при следующих стирках», — объясняет Светлана.
Вдохновение традициями, фольклором, бытом
У Perinne три постоянные коллекции:
- «Лес, вода и камень», которая переосмысливает пудожскую вышивку;
- «Были-небылицы», вдохновленная сказками и былинами Русского Севера и заонежской вышивкой;
- «Синяя» — на тему гжельской росписи.
Время от времени Светлана и Татьяна создают отдельные принты вне коллекций. Например, так было с принтами «Айта» (отсылка к традиционной карельской изгороди — косого забора из длинных жердей), «Львы и птицы» (переосмысление яркой домовой росписи). Они были выпущены к выставке 2021 года в московском музее декоративно-прикладного искусства. А принт «Северные ягоды» был вдохновлен росписью космозерских иконописцев Абрамовых.
Коллекции Perinne не привязаны к сезону или датам: они выходят, когда дизайнеры сочтут, что готовы представить публике новую идею. Покупатель может сделать заказ на сайте, у двух московских партнеров компании и на выставке-форуме «Россия». Бывает, что какой-то принт перевыпускается отдельным тиражом или в новой цветовой гамме. Татьяна и Светлана активно участвуют в профильных выставках и конкурсах, дают экспертные комментарии — все это помогает вести продвижение без больших вложений в рекламу.
Целевая аудитория бренда — люди со средним доходом, нередко творческих профессий, которые путешествуют, интересуются традициями и декором для дома.В октябре Perinne стал победителем проекта для креативного бизнеса «Россия.Горизонты.Практика» в Туле и выиграл грант на 700 тыс. рублей.
Локальная идентичность — новый тренд
Многие медиа и онлайн-паблики стали чаще писать про такие бренды, как Perinne. Недавно Perinne попал в число компаний, которые поддержал сервис каршеринга. До конца февраля 2024 года логотип и QR-код на сайт Perinne можно будет увидеть в Туле на местных прокатных авто.
«Мы видим, что сейчас появляется все больше проектов в теме локальной идентичности. Это глобальная тенденция, — рассуждает Светлана. — Возможно, в нашей жизни стало так много онлайна, что хочется живого общения. Все больше людей интересуются традициями, историей своей семьи и края».
Светлана и Татьяна планировали выпускать коллекции с традициями разных регионов. Но тема Русского Севера оказалась такой большой и интересной, что не отпускала несколько лет. Три года назад дизайнеры переехали на родину Татьяны — в Тулу. Сейчас они готовят к открытию свой шоурум.
«Мы говорим о том, как важны тактильность, живые эмоции, общение: например, собрать всех друзей на обед. Наш бренд как раз об этом тоже — о традиции собираться, общаться, дарить красивые подарки. Мы стараемся делать вещи, которые создают правильное настроение, дарят тепло и радость», — резюмируют дизайнеры.