Найти в Дзене
Письма моему сыну

С высоты птичьего полёта

"Ибо жизнь — это деятельность ума" Аристотель. "Метафизика"

Что ты предпочтешь, жить без ума или жить без одной руки? Жить без одной почки или с психическим расстройством?

Это не странные вопросы, это про нашу жизнь. Реальную, а не то, что мы о ней думаем и представляем.

Неясность мыслей, иллюзии в убеждениях, отсутствие критического восприятия и неспособность к анализу последствий, неумение управлять своими эмоциями, а чаще и просто нежелание ими управлять, перепрыгивание с одного дела на другое, все кратко перечисленное приводит к построению шаблонов поведения и наборам действий,  которые становятся привычными. 

Мы живём в таком понимании и самовыражении, как будто играем роль второго плана в странном артхаусном кино, где чудность и нелепость является выражением и жанра, и внутреннего сюрреалистичного замысла режиссёра, который еще и правит сценарий каждые два часа прямо во время съёмок. 

Причем играем роль именно второго плана, не дотягивая на главного героя, потому что недовольно, но послушно подчиняемся внешним обстоятельствам.

И мы привыкаем к такому ходу дней и событий, поступков, даже начинаем считать происходящее нормальным.

Нет? Все не так? Нам все понятно и все укладывается в наши осознанные и продуманные планы, как и было задумано? Мы вот прямо уверенно делаем, что думаем, и думаем о том, что делаем? И еще при этом думаем, что все делаем правильно и во благо, а иначе как же еще может быть?

Может это и звучит с некой иронией, но разве все вокруг нас всегда делают и поступают так, как мы от них ожидали, а в ответ мы делаем и поступаем совершенно ясно, понятно и ожидаемо в соответствии с взаимно согласованными поведенческими сценариями? Никто вдруг не плачет на свадьбе и ни с того ни с сего не пляшет на похоронах? 

И поворотник на перекрёстке включает заранее, если уж вообще его включает, и каждый занимает именно свою правую полосу для поворота направо?

А ведь именно деятельность ума позволяет нам плодотворно и безопасно контактировать с окружающим миром и другими людьми. Именно мозг наш главный инструмент в наполнении наших действий полезным смыслом. Руки, ноги, ноутбук, книга, скальпель, отвертка, все это и многое другое в нашем применении будет действовать вовне так, как определит и скоординирует мозг.  

Можно научиться бросать мяч в корзину, можно научиться складывать ровно и красиво в стену кирпичи, показывать фокусы и разгадывать кроссворды. Можно написать диссертацию или учебник.  

Но если ты не понимаешь, зачем это все делаешь и как это улучшит твою жизнь и жизнь окружающих, если ты ругаешься беспрестанно со своими близкими, ходишь на непонятную и не любимую работу, не знаешь, чем заполнить свое время отдыха, эти действия теряют всякий смысл.  

Но ты то к такому уже привык. 

Действуешь и ведёшь себя на некоем автопилоте. Это удобно, привычно, это не вызывает сомнений и лишнего напряжения, не возникает вопроса - а что, можно еще как то по другому?

Такое состояние, такой сценарий не следствие психического отклонения. Это не вылечить, потому что это не болезнь, а свойство и привычки ума, когнитивные схемы. 

Причем это свойство и привычки мы сами себе и осмысленно, и подсознательно оправдали какими то своими причинами. "Все же нормально, все так живут". 

А ведь так вся жизнь и пройдет, как в тоннеле привычных забегов дрессированных таракашек.

И вот здесь я не про дерзкий выход из зоны комфорта, и не про "брось все и езжай срочно на Гоа или в Тибет".  

Вопрос о направлении и понимании своей жизни в том, понятно ли тебе, что именно происходит с тобой и у тебя. Получаешь ли ты то, что ожидаешь. Вообще ожидаешь ли ты что то или это не важно, лишь бы скорее день прошёл.  

На самом деле не твой IQ, не диплом, не пирамида потребностей и не матрица ценностей управляет твоей жизнью, а твой мозг в целом. 

А в нем и генные программы, и выученные освоенные навыки, и скопированные поведенческие модели, и "рептильный" мозг, и новая префронтальная кора, и убеждения, и ценности, и гормоны, и опыт - сын ошибок трудных.

Только как же понять, свои ли мысли у тебя в голове или это часть социальных программ и выводы из прожитого, отжатые через мутный фильтр коллективного опыта? 

Ведь и без руки и без почки жить сложно, что уж говорить о жизни без ясного понимания с тобой происходящего. Которое притом, тобою же и осуществляется.

В этом странном вертящемся мире никто и не будет объяснять все и всегда, каждый сам интерпретирует и пишет свою часть общего сценария.  

И тогда важнее твоего IQ твое благоразумие. И внимание к тому, что ты видишь, что делаешь и что получаешь в ответ. 

Каменный топор у тебя или квантовый компьютер, смысл не меняется, если ты не понимаешь разницы между разумным созиданием и слепым разрушением. 

Если не осознаешь баланса, панорамы и перспективы себя, других людей в окружающем мире.

Ведь нельзя же все измерить в показателях эффективности или принципами "ты мне, я тебе" или "а зачем мне это надо сейчас". 

Если ты идёшь не в том направлении и ошибся в главном, то уже не важно, как организованно и бодро ты отмахиваешь шаг или может  уверенно бежишь.  

А ты идёшь. Время твое идёт и неумолимо перешагивает через календарные клеточки. 

И инерция последствий от такого похода в неведомую даль может завести тебя еще дальше, когда вернуться будет сложно. 

Уходит время, здоровье, молодость, близкие, уходят ситуации и возможности. 

А опыт, сын ошибок трудных, приходит уже  после их совершения. Приходит с последствиями, о перспективе которых ты не хотел думать. 

А раз так с нами все устроено, что мы идём к чему то важному или нами движет желание узнать что то важное в будущем, то наш главный инструмент, наш капитан, штурман и команда матросов, это наш мозг.  С развитым интеллектом, врожденными инстинктами, автоматизмами и все же с благоразумием.  

Понимая, как он живет, как действует наш мозг, можно рассчитывать на успешное плавание.  

А если чтение этого письма застало тебя уже в середине пути, не вставай, как столб посреди дороги. Попробуй научиться зависать для начала на пару минут в конце часа, и вспомнить, что было с тобой за этот час. Посмотри на себя с высоты птичьего полёта. Для чего это час был, с чем оставил тебя. Пару минут на подумать.

 У тебя, сын впереди еще много часов и ты, надеюсь, скоро научишься думать о них не только в прошедшем времени.

Это похоже на то, как ты учился водить автомобиль. Помнишь, как сначала искал педали, всматривался в каждую полоску разметки, каждый дорожный знак. А теперь ты на ходу выбираешь радио, смотришь по сторонам, еще и замечая, во что одеты девушки, и как вырос щенок у соседа.

С мозгом все так же, водитель за рулем это ты, осталось обновить навигатор и построить маршрут.