Подбор аккумуляторной батареи для электровелосипеда – еще одни муки выбора для начинающего изобретателя. Почему нельзя создать одну универсальную АКБ для всех электровелосипедов? Зачем столько видов мощности и вариантов установки? И на что влияет тип АКБ при поездке? Приготовьтесь! Впереди много полезной информации.
Ни для кого ни секрет, что любая батарея – это в первую очередь автономное питание. В случае с электровелосипедом АКБ автономно питает электрический мотор, от которого зависит мощность и скорость вашей поездки. Чтобы все пазлы этого сложного механизма сошлись воедино, нужно определить тип АКБ, подходящий вашей желаемой манере езды.
Начнем с емкости. Именно она определяет длительность пробега электровелосипеда на одном заряде. АКБ классифицируются по напряжению (24-72V) и емкости (5-60 Ач и выше):
Соответственно, чем больше емкость батареи, тем дольше ваша поездка на одном заряде. Но! Важно знать, что на этот показатель еще влияют следующие факторы:
- вес электровелосипеда;
- груз на электровелосипеде;
- скорость езды;
- коэффициент аэродинамического сопротивления и пр.
То есть, чем медленнее езда в условиях ровной дороги в безветренную погоду, тем дольше сохраниться заряд АКБ. Чем выше вольтаж у батареи, тем ниже нагрузка на комплектующие, так как при низком вольтаже и высоком ампераже происходит нагрев силовой линии набора. И по этой же причине в готовых батареях установлены BMS-платы, которые ограничивают выходной ток. К примеру, к АКБ 24V можно подключить мотор мощностью не более 350 Вт, потребляемый ток при этом будет равен 15А, выше 20 ампер данная батарея просто не будет выдавать.
Еще важное замечание: батарея 48V на 10 Ач более емкая, чем батарея 24 V на 15 Ач. Арифметика простая, чтобы узнать емкость батареи нужно умножить вольтаж на ампер-часы и получаем:
емкость первой батареи 480 Втч = 48V х 10 Ач;
емкость второй батареи 360 Втч = 24V х 15 Ач, хоть она и больше по Ач.
Ну, а если вы не любите считать, то просто запомните уравнения ниже:
медленная поездка на короткие расстояния = АКБ малой емкости (24-36V)
поездка на высокой скорости по бездорожью = АКБ большой емкости (48-72V).
Типы АКБ. Их большое множество, но мы расскажем о трех наиболее известных. Приводим список по популярности:
- Литий-ионные или Li-ion. Их преимущество в компактности, малом весе и отсутствии большого саморазряда (т.е. в период бездействия). Самый популярный тип среди современных электро-фэтбаков. Температурный диапазон от -20 до +50 °С, но на практике при температуре ниже -10 они уже начинают деградировать. Ресурс – 1000 циклов перезарядки.
- Литий-железо-фосфатные или LiFePO4. Тяжелые, большие и дорогие. На рынке довольно давно уже непопулярная модель. Хоть и были заявлены, как гораздо более выносливые, на практике разница с предыдущими оказалась не столь большой.
- Свинцовые. Самый непопулярный тип АКБ среди велолюбителей. Батарея с сильнейшей кислотой внутри, что небезопасно. Жизнь свинцово-кислотного АКБ проходит в среде производственных циклов: их срок службы колеблется от 500 до 5000 таких периодов заряда/разряда. Они тяжелые и с низкой удельной емкостью.
Поскольку литий-ионные АКБ самые популярные из-за компактности ячеек из которых они состоят, то и видов корпуса у них достаточно много. Как правило, формы корпусов носят следующие названия:
- «лягушка» – плоский корпус для крепления под багажник или подседельную трубу;
- «бутылка» – вытянутой цилиндрической формы с креплением на раму;
- «дельфин», «акула», «хайлонг» – продолговатой прямоугольной формы со скошенным углом, крепится на раму;
- треугольные корпусные или в сумке – они легко крепятся на раму благодаря специальным петлям на сумке и достаточно компактные.
АКБ – самая дорогая часть электровелосипеда, т.к. от нее зависит срок службы вашего электровелосипеда, качество и комфорт поездки. От нас 5 рекомендаций по выбору и эксплуатации АКБ:
- Выбирайте качественного производителя. Того, кто может предоставить вам полноценную гарантию и сервисное обслуживание. Покупка АКБ – это как раз тот случай, когда экономить нет никакого смысла. Приобретать дешевые китайские подделки на посредственных интернет-площадках и надеяться на качественный результат – абсолютно бессмысленное занятие. Скупой платит дважды.
- Следите за температурным режимом при зарядке/разрядке. Недопустимо заряжать батарею при температуре ниже 0. Аккумулятор должен быть комнатной температуры.
- Используйте только совместимые зарядные устройства. Это продлевает срок службы аккумулятора.
- Избегайте перегрева. Помните, что у большинства аккумуляторов допустимая температурная норма +50 °С. Не оставляйте АКБ вблизи высоких температурных источников (батареи, тепловые пушки), а также под прямыми солнечными лучами.
- Следите за регулярностью заряда. Не стоит допускать постоянного разряда до 10%. Лучше всего взять за правило заряжать АКБ после каждой поездки.