В 2015 году и без того небольшой бюджет "Роскосмоса" был сокращен, в результате чего было принято решение строить на космодроме "Восточный" для пусков ракет "Ангара" одну универсальную стартовую площадку вместо двух специализированных (отдельной для пилотируемых стартов и отдельной для беспилотных). В след за этим в 2017 году подобное решение было принято и в отношении тяжёлых версий РН "Ангара" - вместо двух модификаций предназначенных для запуска беспилотной полезной нагрузки ("А5") и пилотируемых кораблей ("А5П") началась разработка единой тяжёлой ракеты для всех видов тяжёлой полезной нагрузки под названием "Ангара А5М".
Создаётся "Ангара А5М" на базе предыдущей "Ангара А5", которая разрабатывается ещё с 90-х годов и не успев толком полетать уже можно сказать устарела, всё-таки технологии не стоят на месте, а с 1995 года прошло уже немало лет. "Ангара А5М" по сравнению с модификацией "А5" имеет следующие отличия:
- Двигатели первой/второй ступеней РД-191М вместо РД-191, которые будут иметь тягу на 10% больше и увеличат грузоподъёмность РН почти на 3 тонн (с 24,5 до 27,5 тонн) на низкую опорную орбиту и на одну тонну (примерно с 4 до 5 тонн) на геостационарную орбиту.
- Возможность интеграции пилотируемого корабля "Орёл" в состав ракеты-носителя.
- Новая система управления, безопасности, снижения перегрузки во время старта и отделения третьей ступени при запуске пилотируемого корабля.
- Новые технологии производства и сборки РН, такие как фрикционная сварка (при ней сварной шов имеет те же свойства, что и сам металл, позволяет улучшить прочность и снизить вес конструкции), ротационная вытяжка (упрощение изготовления крупных деталей сложной формы), отказ от наружных стрингерных наборов (они ухудшают аэродинамические свойства ракеты), изготовление деталей путём фрезеровки, облегчение по массе некоторых отсеков.
- Позволяет при необходимости заменить штатную "керосиновую" третью ступень с двигателем РД-0124 на более грузоподъёмную "водородную" с двигателем РД-0150.
- Головной обтекатель двух видов - старый, более узкий под разгонный блок ДМ-03 и новый, более широкий под разгонный блок КВТК.
Стоимость изготовления одной ракеты "Ангара А5М" составляет примерно 6-6,5 миллиардов рублей (модификация "А5" стоит 7 миллиардов), но это цена для единичных экземпляров, которые используются для испытательных пусков - при серийном производстве цену удастся снизить до 3-4 миллиардов.
ПервыЙ полёт модернизированной "Ангары" запланирован на 2027 год с космодрома "Восточный" - первый испытательный с полезной нагрузки в виде корабля "Орёл" в беспилотном варианте. Пока непонятно полностью ли Россия перейдёт на использование ракеты "Ангара А5М" или продолжит использовать в паре с ней "Ангара А5". Точно известно, что на "А5М" будут запускаться корабли типа "Орёл", модули станции "РОСС" и спутники с "Восточного". Сейчас же пока даже точно неизвестен внешний вид и технические характеристики "А5М", и рано что-то утверждать, может всё ещё будет тянутся не один год. Ну а Вы, уважаемые читатели, не тяните с подпиской на канал и ставьте отметку "понравилось" =)
Читайте также: Сколько спутников производит и запускает Россия ежегодно??!
Планируемые/состоявшиеся космические запуски России в 2024 году!