Найти тему
История всего

Что за ракета модернизированная "Ангара А5М"?! Чем она отличается от "А5", как она заменила пилотируемую "А5П" и когда её первый полёт?

В 2015 году и без того небольшой бюджет "Роскосмоса" был сокращен, в результате чего было принято решение строить на космодроме "Восточный" для пусков ракет "Ангара" одну универсальную стартовую площадку вместо двух специализированных (отдельной для пилотируемых стартов и отдельной для беспилотных). В след за этим в 2017 году подобное решение было принято и в отношении тяжёлых версий РН "Ангара" - вместо двух модификаций предназначенных для запуска беспилотной полезной нагрузки ("А5") и пилотируемых кораблей ("А5П") началась разработка единой тяжёлой ракеты для всех видов тяжёлой полезной нагрузки под названием "Ангара А5М".

Макеты "Ангара А5П" (второй слева), "Ангара А5" (третий слева), внешне "Ангара А5М" будет идентична с "Ангара А5" (скорее всего).
Макеты "Ангара А5П" (второй слева), "Ангара А5" (третий слева), внешне "Ангара А5М" будет идентична с "Ангара А5" (скорее всего).

Создаётся "Ангара А5М" на базе предыдущей "Ангара А5", которая разрабатывается ещё с 90-х годов и не успев толком полетать уже можно сказать устарела, всё-таки технологии не стоят на месте, а с 1995 года прошло уже немало лет. "Ангара А5М" по сравнению с модификацией "А5" имеет следующие отличия:

- Двигатели первой/второй ступеней РД-191М вместо РД-191, которые будут иметь тягу на 10% больше и увеличат грузоподъёмность РН почти на 3 тонн (с 24,5 до 27,5 тонн) на низкую опорную орбиту и на одну тонну (примерно с 4 до 5 тонн) на геостационарную орбиту.

- Возможность интеграции пилотируемого корабля "Орёл" в состав ракеты-носителя.

- Новая система управления, безопасности, снижения перегрузки во время старта и отделения третьей ступени при запуске пилотируемого корабля.

- Новые технологии производства и сборки РН, такие как фрикционная сварка (при ней сварной шов имеет те же свойства, что и сам металл, позволяет улучшить прочность и снизить вес конструкции), ротационная вытяжка (упрощение изготовления крупных деталей сложной формы), отказ от наружных стрингерных наборов (они ухудшают аэродинамические свойства ракеты), изготовление деталей путём фрезеровки, облегчение по массе некоторых отсеков.

- Позволяет при необходимости заменить штатную "керосиновую" третью ступень с двигателем РД-0124 на более грузоподъёмную "водородную" с двигателем РД-0150.

- Головной обтекатель двух видов - старый, более узкий под разгонный блок ДМ-03 и новый, более широкий под разгонный блок КВТК.

Примерный внешний вид РН "Ангара А5М" (посередине), слева как она будет выглядеть с кораблём "Орёл" на борту.
Примерный внешний вид РН "Ангара А5М" (посередине), слева как она будет выглядеть с кораблём "Орёл" на борту.

Стоимость изготовления одной ракеты "Ангара А5М" составляет примерно 6-6,5 миллиардов рублей (модификация "А5" стоит 7 миллиардов), но это цена для единичных экземпляров, которые используются для испытательных пусков - при серийном производстве цену удастся снизить до 3-4 миллиардов.

ПервыЙ полёт модернизированной "Ангары" запланирован на 2027 год с космодрома "Восточный" - первый испытательный с полезной нагрузки в виде корабля "Орёл" в беспилотном варианте. Пока непонятно полностью ли Россия перейдёт на использование ракеты "Ангара А5М" или продолжит использовать в паре с ней "Ангара А5". Точно известно, что на "А5М" будут запускаться корабли типа "Орёл", модули станции "РОСС" и спутники с "Восточного". Сейчас же пока даже точно неизвестен внешний вид и технические характеристики "А5М", и рано что-то утверждать, может всё ещё будет тянутся не один год. Ну а Вы, уважаемые читатели, не тяните с подпиской на канал и ставьте отметку "понравилось" =)

Читайте также: Сколько спутников производит и запускает Россия ежегодно??!

Планируемые/состоявшиеся космические запуски России в 2024 году!