От бочки до суперстанка
В цехах сегодня уже ничто не напоминает о стартовой точке заводской истории. А она любопытная. Начиналось предприятие с механических мастерских, построенных на берегу речки Оршицы в 1900 году здешними мещанами Славинским и Ясинским. Его первая продукция — бочки, цистерны, машины и аппараты для мельниц и винокуренных заводов, сельхозинвентарь. Мастерские быстро развивались и к 1914 году выросли в небольшой завод, ставший основным металлообрабатывающим предприятием в данной местности.
Современную же историю завода принято отсчитывать с 1959 года, когда был разработан и выпущен первый плоскошлифовальный станок модели 3Б71. С этого периода наступила новая эра в истории предприятия.
Сделаем и покажем
— Были и трудные времена, особенно после распада СССР, — рассказывает шлифовщик цеха № 4 Александр Шинкевич. — Но все это мы с достоинством выдержали. Сейчас, когда Запад ввел санкции, думали, что тоже будет нелегко. Тем не менее заказов хватает. Руководство наших стран быстро нашло общий язык, и сегодня совместно с россиянами работаем над производством уникального оборудования, которое однозначно позволит заместить импортные аналоги.
— Поверьте, мы сумеем удивить, — уверенно дополняет коллегу фрезеровщик Дмитрий Пахоменко. — Еще пару лет назад трудно было в это поверить, но сегодня своими силами можем выпускать оборудование мирового класса.
О том, каким будет союзный станок и где он востребован, рассказал директор завода Виталий Крутько:
— Мы продемонстрируем круглошлифовальный станок, изготовленный с применением российских и белорусских комплектующих. Тем самым покажем, что можем заместить критический импорт на массовом продукте. Сегодня 94 процента нашего экспорта ориентировано на Россию.
Кооперация в действии
В сложившихся геополитических условиях рассчитывать на сотрудничество с западными компаниями не приходится. Ставка — на кооперацию с Россией. Об этом директору предприятия напоминают и наручные часы, где на циферблате изображены флаги двух союзных стран. А время сверяется по делам. В сентябре прошлого года Белоруссия и Россия подписали «дорожную карту» по развитию станкостроения. Это придало заводу новый импульс. На развитие этого направления выделено 6 млрд российских рублей.
К слову, белорусские станки не первый год используются на крупнейших российских предприятиях. Поэтому, когда встал вопрос о том, с кем развивать производственную кооперацию, российские производители долго не раздумывали.
— В настоящее время наше предприятие ведет активную работу по поставке шлифовального оборудования на предприятия РФ. Основным рынком нашего сбыта являются предприятия объединенной двигателестроительной корпорации России, — сообщил директор. — Основа продукции этих предприятий — турбинные двигатели для самолетов, морских судов, космических ракет. Особенно востребованы станки для шлифования турбинных лопаток, которые в большом количестве используются при изготовлении двигателей как самолетов, так и газогенераторных установок, используемых в энергетическом оборудовании. Понимая важность вопроса, мы осваиваем выпуск нового для себя типа оборудования — пятиосевых шлифовальных обрабатывающих центров с ЧПУ. Активно сотрудничаем с ЗАО «Трансмашхолдинг», крупнейшим в России и одним из крупнейших в мире разработчиком и производителем подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта. Им поставляем шлифовальное оборудование.
Спросил у директора и о планах по выпуску нового оборудования под брендом «союзный». Виталий Крутько отметил, что в самом скором времени нужда в импорте как на белорусских, так и на российских предприятиях полностью отпадет.