Найти в Дзене

1.Вавилон и Иерусалим

Оглавление

Это текстовая версия подкаста "Главные города мира. Три Рима, Два Иерусалима и один Вавилон на всех", прослушать который вы можете на любом из удобных для вас сервисов, ссылки на которые размещены внизу, по текстом.

-2

Где слушать подкаст:

Яндекс Музыка

Вконтакте

Youtube

Звук

Google

Spotify

Проклятие и благословение

“Город — страшная сила. А чем больше город, тем он сильнее”, — говорил Немец из знаменитого фильма Алексея Балабанова “Брат”. Горожане всегда ощущали себя особенными (и немного проклятыми), но при этом, лишь в начале ХХI века больше половины населения земли стало жить в городах, когда “особенной” стала большая часть человечества.

Но и среди самих городов есть особенные и каждая эпоха имеет свой главный город, который становится моделью для всех городов своего времени. Город, который диктует миру (даже если не хочет этого) как жить, как строить, о чем говорить и во что верить. Вот о таких городах и о том, что такое город вообще мы и будем говорить.

Мы начнем с древних шумерских городов Ура и Киша, затем будут Вавилон и Ниневия, за ними — главные города античности Афины, Иерусалим, Рим. После — главный мегаполис Средних веков — Константинополь в связке с противостоящими ему столицами западноевропейского мира.

Потом перейдем к главным городам Нового Времени — Амстердаму, Парижу и Лондону, который сменят мегаполисы XX и XXI веков — Нью-Йорк и Шанхай (он же Дубай, он же Сингапур и тд. и тп. и даже во многом современная Москва).

Поговорим подробно о городах на холме и городах у моря, о Римах, Иерусалимах и Вавилонах разных эпох.

Ну и, конечно, поговорим о главных городах нашей истории: Москве и Санкт-Петербурге.

Будут размышления философов, историков, поэтов и многое другое.

Проклятый “Дом бога”.

Как известно, по версии Библии первый город основал первый убийца, боявшийся мести. “ И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох” (Бытие 4:17).

Библейское предание точно отражает изначальный смысл города и не менее точно понимает этот смысл русский язык — это то, что находится за оградой, то что “оГОРОЖено”. Городить ограду и строить город, это, в общем-то, одно и то же, разница лишь в масштабе.

Но ограда не только защищает от мира, она еще обособляет и разделяет людей — на тех, кто огорожен и тех, кто находится за стенами, задавая тем самым жесткое разделение на своих и чужих.

Но и для тех и кто оказывается внутри “ограда” создает новые условия жизни, ограничивая пространство, вынуждая всех своих обитателей тесниться в одном месте (опять-таки ограниченном) и, соответственно постоянно сталкиваться и взаимодействовать друг с другом.

Так, именно город порождает правила общежития, в противоположность прежним правилам взаимодействия на свободном не огражденном пространстве, которые есть даже у животных.

Из этих новых правил общежития на ограниченном пространстве затем вырастает закон, а за ним и власть обеспечивающая его соблюдение. Именно город порождает первые социальные, а не племенные или родовые отношения и, соответственно, именно город порождает первые ограничения свободы отдельного человека.

Таким образом, всё, что мы называем цивилизацией рождается в городе и из-за города. История цивилизации это — история города и отношений горожан между собой и с окружающим миром.

И осмысление города в мировой культуре, как минимум, амбивалентно: с одной стороны это центр развития, в котором и появляется всё новое и где собрано всё лучшее, а с другой — сила подавляющая отдельного человека и заставляющая его время от времени задумываться о бегстве.

Вспомним снова знаменитое высказывание Немца из культового фильма Алексея Балабанова “Брат”:

“Город? Город — страшная сила. А чем больше город, тем он сильнее. Он засасывает. Только сильный может выкарабкаться. Да и то…”

Города действительно “засасывают” в себя все окружающее и каждый город — это пылесос втягивающий в себя свою округу и чем больше и могущественнее город тем больше его “ареал” втягивания.

В итоге, главные современные мегаполисы втягивают в себя целые страны и континенты, а т.н “мировые центры” пылесосят весь мир.

И одно из основных противоречий города неизбежно создающих вокруг него напряжение состоит в сочетании ограниченности пространства города и его неизменным стремлением аккумулировать в себе бесконечное количество новых ресурсов — людей и богатств.

Но в этом же и сила города собирающего в себе все лучшее и выводящего его на новый уровень

Вспомним опять Библию, где городу как проклятому месту противостоит в итоге Царство Бога понимаемое в Новом Завете уже как Небесный Град самого Творца.

“И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, который нисходил с неба от Бога”, пишет св.Иоанн Богослов в своем “Откровении”- последней из книг Библии.

И это логично, ибо начинали создать библейское предание пастухи, а заканчивали уже горожане.

Но начнём мы, все-таки сначала и не с города Бога — Иерусалима, а его символической противоположности — Вавилона.

Проклятый "Дом бога"

Закончив завоевание Азии Александр Македонский выбирает в 331 г до н.э. столицей своей почти всемирной державы Вавилон, потому что уже тогда (в IV в до н.э.) именно этому городу принадлежал неофициальный титул столицы мира.

Правда, это был последний взлет реального Вавилона: держава Александра поле смерти своего основателя быстро распалась, а новые правители - Селевкиды - перенесли свою столицу в новые основанные уже греками города. Но его символическая слава как первого мегаполиса в истории продолжала только расти.

Собственно, в истории, как её понимали люди в поздней античности и наследовавшая им европейская культура, ставшая в итоге мировой, было три главных города: Вавилон, Иерусалим и Рим — три архетипических модели мирового центра проявлявшие себя в каждом новом городе претендовавшем на роль гегемона.

И первым из них появляется и выходит на мировую арену как раз главный город шумеров — Вавилон.

Нельзя сказать, что у него было мало конкурентов. На его месте могли оказаться и более древние города основанные шумерами где-то на 1000 лет раньше, например Ур или Киш. И даже в период расцвета Вавилонского царства (VIII-VI вв до н.э) у него был могущественный конкурент с которым этот город вел борьбу не на жизнь, а на смерть ассирийская Ниневия, но в итоге именно “Врата Бога” (по аккадски Bābili или Babilim) стали главным символом места концентрации всех богоборческих сил на земле.

Конечно же такую славу Вавилону принесли соседние народы и, в глазах которых резко выделявшийся своим могуществом, богатством и размером город выглядел чем-то настолько отличающимся от их собственной жизни, что не мог не восприниматься ими как сгусток зла.

А когда, относительно поздно (на рубеже II тысячелетия до н.э) появившиеся древние евреи стали формировать свою священную историю (будущий Ветхий завет) они переняли эти общие для всего Ближнего Востока представления, которые, к тому же, еще и прекрасно ложились на их особое ощущение себя как единственного народа, которому ведом истинный Бог - Творец всего в противоположность огромному пантеону лживых богов язычников.

И на роль главного дома этих “богов” противостоящих истинному Богу создатели Библии выбрали главный мегаполис своего времени — Вавилон.

Как уже было сказано выше в период расцвета - VII в до н.э.- у Вавилона был очень серьезный конкурент в борьбе за звание главного мегаполиса мира - столица Ассирийской империи Ниневия.

Но была между ними, как и между Вавилоном и великими столицами древнего Египта - Фивами и Мемфисом - была существенная разница. Все эти города-конкуренты, в том числе и Ниневия, изначально, как и большинство современных им городов, появились и выросли как поселения образованные вокруг царской резиденции.

Другим, но принципиально таким же, вариантом появления городов было их образование на базе поселения образовавшегося вокруг значимого храма. Такая генеалогия изначально порождала города фактически без горожан, поскольку их население состояло в итоге из власти (светской или духовной) и обслуживающей её челяди.

Города же шумеров, в том числе и Вавилон, изначально появились “сами по себе”, как места, где сначала появились, огородились и как-то организовали свою жизнь люди и только потом у них появился царь, ставший следствием развития общественной жизни, а не её причиной.

Недаром, поэтому первый известный в истории юридический кодекс - “Законы Хаммурапи” появляется именно в Вавилоне, где правителю пришлось организовывать (и письменно фиксировать эту организацию) жизнь своих многочисленных и разнообразных подданных, а не создавать её на пустом месте.

Поэтому, Вавилон и может считаться первым настоящим мегаполисом, первым крупным городским сообществом в истории, где люди объединены не только общим племенным происхождением, но и составляют собой единую социальную структуру организованную на внешних внеродовых законах и открытую (пусть и с ограничениями) для включения в себя новых членов.

Вавилоняне еще не граждане, но уже горожане. И Вавилон первым задает еще одну базовую особенность мирового города. Мегаполис — всегда миграция, всегда приток новых иных, чем сами жители города людей, которых город принимает, меняет под себя и под влиянием которых он меняется сам, создавая в итоге новую общность с новой идентификацией.

Жители Вавилона уже не шумеры, ассирийцы или мидяне, они - вавилоняне,подобно тому как позже появятся римляне, лондонцы, москвичи и т.д.

Вавилон - не Шумер, Москва - не Россия.

Священный город Бога

В библейской, а вслед за ней и общемировой, символической картине мира богоборческому мегаполису Вавилону противостоит город Бога — Иерусалим.

Если не погружаться в дебри древней истории (что, конечно, уже само по себе было бы интересно, но мы сейчас больше не об истории, а о философии города), то следует отметить, что в процессе перехода от кочевого образа жизни, приобретшие в Египте опыт городской жизни древние евреи (в общем-то потомки многочисленных кочевых народов Ближнего Востока) начинают переосмысливать свое изначальное представление о городе вообще.

Прежде всего, переосмысляется его отгороженность, ранее воспринимавшаяся как чужая. Теперь она становится своей. Оказавшись внутри городских стен, вчерашние пастухи воспринимают их теперь как то, что защищает их от внешнего зла и объединяет их самих в единый народ, живущий со своим Богом в Его доме.

Конечно, в таком представлении и воспоминание о храмовых городах Египта, тоже бывших, прежде всего, жилищем богов и/ или обожествлённой власти. Но это только материал, из которого складывается будущий концепт Иерусалима и лишь часть его.

Принципиальные отличия от Вавилона начинаются самого начала. Очевидно, что предание о неудачном строительстве Вавилонской башни уже (пусть, скорее всего, и в устном виде) уже существовало к тому моменту (ок. 1000 г до н.э), когда царь Давид завоевал город народа иевусеев Салим и решил перенести туда главную святыню своего народа - Ковчег Завета, основав там столицу еврейского государства.

И в противоположность Вавилону, который стремится своей башней дотянуться до Бога, Иерусалим сразу позиционируется как город, в который Бог приходит Сам (в лице Ковчега Завета), чтобы там, за его стенами, жить со своим народом.

А после того, как сын Давида, Соломон, строит там единственный храм единственного истинного Бога, Иерусалим становится единственным святым и самым главным городом на земле.

Пока только для евреев, но затем это представление вместе с христианством (а позже и исламом) перенимают и другие народы мира.

С этого момента любое пришествие Бога на землю это - возвращение в Иерусалим, а любой город куда Он приходит становится новым Иерусалимом.

"Ублажи, Господи, благоволением твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския “, — поет в знаменитом 50-м “покаянном” псалме царь Давид и предельно четко формулирует, что такое с теперь святой город.

Это — огороженная (“стены Иерусалмския”) гора, на которой живет (или на которую приходит) Бог. Так Иерусалим становится первым святым городом на горе. Точнее на горах, поскольку с самого начала истории Иерусалима как столицы евреев и, соответственно - в нем, как минимум, две святые горы.

Первая гора Сион — символический двойник горы Синай в египетской пустыне, где Бог явился Моисею даровав ему и всем евреям Закон (то, что в христианстве называется Ветхим Заветом). На Сионе в древнем Иерусалиме располагался царский дворец и вообще это была гора власти, во многом олицетворявшей власть самого Бога.

На второй горе - Мориа - находился Храм — единственный в мире храм, единственного Бога. По преданию именно на этой горе совершилось жертвоприношение Исаака. Сейчас она известна всему миру как Храмовая гора.

Но позже, уже христиане к этим двум символическим горам добавили ещё как минимум две: Голгофу и Елеонскую (Масличную) гору.

Впрочем, это хоть и очень важные, но всё же детали, главное это то, что Иерусалим становится первым городом на горе. Он осознает себя как центр мира и пуп земли в буквальном смысле. Впоследствии под Иерусалим подводится вся библейская (а за ней и общеевропейская) география. Даже первый человек Адам оказывается похороненным у подножия Голгофы и это его череп мы видим внизу на распятиях в большинстве христианских храмов.

Всё это так, но не совсем, ведь и Вавилон тоже был городом на горе и мы снова возвращаемся к тому, что Иерусалим оказывается переосмысленным (или говоря христианским языком “преображенным”) Вавилоном.

Но для полного переосмысления Вавилона, Иерусалиму, при всем богатстве его священного потенциала не хватает реального земного могущества и великолепия.

Древняя Иудея бедная и маленькая страна, а ее столица выглядит слишком скромно для звания мирового города. Нужен будет другой город на горе, который объединит в себе святость Иерусалима с могуществом Вавилона и он появится, но сильно позже и это будет Рим.

Эпизод 2 "Блеск и слава Города у Моря. Троя и Афины"