Найти тему
Азербайджан - страна огней

Почему Османская империя силой не обратила в ислам своих подданных

Согласно данным 1912-го года Анатолия оставалась на 30 % христианской, и основными меньшинствами там были ассирийцы, греки, армяне. А вот Румелия, главный экономический центр империи, имела на 70-90 % христианское население, в зависимости региона.

При этом нужно учесть несколько фактов. Из-за предшествующих балканских войн до трех миллионов мусульман переселились в азиатскую часть империи и сотни тысяч греков уехали в обратном направлении. Это было еще до грандиозного греко-турецкого обмена населением, который последовал после Первой мировой. Не следует забывать и о мухаджирах из Российской империи, кавказских горцах и крымских татарах, которых предпочитали размещать именно в анатолийских провинциях.

Это я к тому, что ни османы, ни их исторические предшественники сельджуки никогда не занимались массовым обращением подвластного им христианского населения ни в Малой Азии, ни на Балканах. Да, была долговременная политика исламизации, основанная на принципе кнута и пряника, то есть санкций и льгот: были некоторые неудобные законы, экономические стимулы и привилегии для новых мусульман. А во время восстаний и войн были принудительные акты обращения под угрозой меча.

Но не забываем, это было время, когда в Германии рубились сторонники папы римского и лютеране, когда во Франции случилась Варфоломеевская ночь, в Англии протестанты пачками отправляли католиков на костры, в России старообрядцы по своей воле устраивали самосожжения, чтобы только не попасть в руки «никонианам». В Речи Посполитой православные церкви сдавали верующим в аренду, а недавно принявший католицизм Ярема Вишневецкий сажал бывших единоверцев на кол.

-2

Поэтому в целом, ситуация была достаточно спокойной, чтобы на востоке страны христиане имели возможность сохранять свою веру 800 лет, а на ее западе – 600 или немного меньше. Османские султаны были не мясниками уровня ИГИЛ, а просвещенными государями, которые старались «продать» веру подданным за деньги, власть и путем осуществления крупных строительных проектов.

Иными словами, общество было достаточно веротерпимым. Никого не удивляло, что целые области в Анатолии были целиком христианскими и люди там жили по своим законам. И что Балканы почти полностью христианские, хотя там и есть несколько мусульманских анклавов. Баязид II вообще пригласил к себе евреев-сефардов из Испании и Португалии, и империя их переварила без особых проблем.

У такого подхода были как объективные, так и субъективные причины, как культурные, так и экономические. Во многом, турки придерживались концепции, основанной еще на политике пророка Мухаммеда. Иудеи и христиане считались «людьми книги» и, как имеющим собственное священное писание, им дозволялось жить по своим правилам при условии подчинения мусульманским властям и уплаты дани.

-3

Помимо чисто религиозных устоев, османы предпочитали сохранять значительные массы христианского населения, поскольку это приносило им больше налогов. К тому же, христиане были источником формирования как армии в лице ее янычарских частей, так и гражданской администрации – после их добровольно-принудительной исламизации. Но для того, чтобы их можно было взять в рамках «налога крови», эти люди должны оставаться христианами.

Именно Балканы всегда составляли экономический и культурный центр империи. Даже османская армия сильно зависела от оружейников сербского города Ниша и болгарского Сливена, где производилось абсолютное большинство мушкетов. В 18-19-х столетиях все военные производства (да и невоенные) были сосредоточены именно здесь.

Поэтому, если бы турки проводили политику немедленного принудительного обращения в ислам, в их империи бы каждый год случалось несколько крупных и десяток мелких восстаний. И, скорее всего, она бы пала в течение столетия после своего основания.

Интересна история, которая произошла в правление Селима Явуза. Согласно законам, оставшимся после пророка Мухаммеда, если христианский город был взят силой, все церкви в нем должны быть превращены в мечети. Но ежели он был сдан, то их оставляли своим владельцам.

-4

Константинополь в свое время был захвачен после тяжелого штурма. Но Мехмед Завоеватель предложил христианам вернуться в город, поскольку там осталось слишком мало людей. И чтобы стимулировать своих подданных к этому, он возвратил верующим немало церквей.

В 1510-х годах, т.е., через 60 лет после падения города, мусульманские клерикалы решили вновь сделать их мечетями через суд. Тогда на процесс привели последних живых свидетелей – бывших янычар 80-ти и 90 лет. И все они поклялись перед правосудием, что греки не стали сопротивляться и сдались.