SHAMAN явление мощное: на двух миллилитрах его слез может неделю работать сотня-другая масс-медиа, пара тысяч блогеров разного масштаба и направлений, и бесчисленное воинство хейтеров - куда ж без них. Прошу прощения за цинизм.
Причем львиная доля претендующего на адекватность хейта в сторону этого музыканта все равно подается под соусом «не верю я ему, он какой-то неискренний». Доказательств этой неискренности, однако, никто не приводит.
Лично я ему верю, но моя вера не такая уж чистая и безусловная, я внимательно к нему присматривалась. И прислушивалась. И анализировала, так что аргументы у меня есть. Попробую провести свою частную экспертизу его искренности, почему бы и нет. Выворачивать артиста наизнанку для этого не требуется, все лежит на поверхности, все легко найти в сети. Для начала сделаю допущение, что я сама одновременно адекватна (окружающие не жаловались, по мат. логике у меня была пятерка, зрение, слух и память в целом в порядке) и искренна (иначе на кой бы я этим стала заниматься вообще). Не являюсь аффилированным лицом, выгоды не получаю. Доказательством буду считать логический вывод, построенный на фактах, иногда незначительных на первый взгляд, и взятых мной из открытых источников. Допускаю, что могу где-то ошибиться и сделать неверный вывод, поэтому аргументов будет несколько - достаточно и одного правильного. Излагать буду примерно по порядку и без особых эмоций.
- Участие в шоу «Голос» и интервью того времени. Я его смотрела еще тогда, в 2014 году. Ярослава отметила сразу, отдельно за крутейший вокал, отдельно за приятную нерафинированность вне выступлений: оговорки и запинки, явно нерепетированная, нормальная человеческая речь, реакция на комментарии наставников естественная. Очень живая, активная мимика, с которой сложновато скрыть эмоции, которые не планировалось показывать - и многие участники преуспели в этом больше него. По моему тогдашнему впечатлению ему там было некомфортно, но настроен он был решительно. В недавних интервью он это мое впечатление в целом подтвердил. В тот же период в одном интервью он говорит, что предполагает (то есть думал об этом, анализировал, это не спонтанный ответ), почему неинтересен продюсерам. Потому что женат, и это всем известно. Такой персонаж не будет востребован, а на выдуманную легенду он не пойдет. Не знаю, какие у него были основания так думать и был ли он прав, но высказался предельно откровенно, что вряд ли могло понравиться потенциально заинтересованным продюсерам. Такая честность в ущерб себе говорит мне о следующем: артист хоть и жаждет успеха, но пробиваться любой ценой, прогибаться и подстраиваться не намерен. Возможно, просто не умеет или считает неприемлемым для себя. Можно относиться в этому как угодно, но тот факт, что за десять лет он своей позиции не изменил, говорит о ее глубокой осознанности и искренности, чтд.
- ТикТок. Максимально демонстрирует свои вокальные возможности, очень разнообразный репертуар - пробует, что зайдет аудитории. В подписях к видео случаются опечатки - косвенное свидетельство того, что занимается этим один (другой человек мигом бы их выловил). Сама возможность записать песню дома в одиночку меня не удивляет, я с такими людьми лично знакома и процесс наблюдала, более того, у меня прямо сейчас сосед за стенкой этим занимается, забодал уже, если честно. Технически процесс аналогичный графическому дизайну. Гением для этого быть не требуется, каких-то масштабных вложений тоже не нужно, нужны определенный профессионализм, творческое начало, увлеченность и педантичность. Еще время и жгучее желание, чего у него было в избытке, я думаю. Это плюс-минус период пандемии, вероятно, недостаток или отсутствие живых выступлений. Очевидно, для любого артиста это тяжелое время и материально, и психологически. Авторская лирика в этот период очень образная, имидж андрогинный, чувствуется некая оторванность от реальности - транслирует свое состояние в сети и крайне внимателен к обратной связи, любая поддержка аудитории для него очень важна. Искренне? По-моему, вполне, и до сегодняшнего дня это внимательное и благодарное отношение к поклонникам не изменилось и инфляции не претерпело, чтд.
- Первая патриотическая композиция. Нет, не «Встанем». «Улетай». Именно она первой завирусилась в сети. Прямолинейного громкого патриотизма в ней нет, но подтекст очень читаемый, да еще и усиленный припевом из «Половецких плясок». Если кто не помнит из школьной программы, в оригинале у Бородина это хор половецких пленниц, тоскующих по своей далекой родине. Привет еще тогда поуехавшим, которых, впрочем, я немало знаю лично и не считаю себя вправе осуждать. Многие, кстати, вернулись. Но это я к тому, что патриотическая позиция артиста была обозначена гораздо раньше, чем принято считать. И дальнейшее ее развитие было вполне закономерным и, очевидно, искренним, чтд.
- Первые сольные концерты. Подводки абсолютно без пафоса, с историями о написании песен, живой диалог с залом. Слезы, эмоции через край. Вот это один из самых серьезных аргументов. Попробуйте взять и поплакать неискренне, над тем, что вас не трогает. Можно было бы предположить, что это высочайший уровень актерского мастерства, но вот как раз в момент исполнения песни это совсем не нужно - это почти взаимоисключающие психофизиологические процессы. Да и сейчас артист не всегда справляется с сильными и, что важно, понятными публике эмоциями, которые показывают его глубокую вовлеченность как на сцене, так и в общении с людьми вне ее.
- За два года его бешеной популярности нигде не всплыло никакого серьезного компромата. Под кликбейтными заголовками простые репортажи с места событий, репосты выдержек из интервью или публикаций самого артиста, максимум подробности его личной жизни, которые его, однако, не характеризуют как-то плохо, и не являются чем-то сенсационным. Чьи-то частные мнения я сейчас не рассматриваю, только факты. Самое «скандальное» за все это время - видео из душа, вполне пристойное, и в нем артист, собственно, занимается своим делом, то есть поет, да и выкладывал он его сам, хоть и давненько. Если не ошибаюсь, аудиодорожка из него была вставлена в клип, и, возможно, для этого и записывалась. Если бы было что накопать порочащего, давно бы накопали - дело нехитрое.
- Изменения на сцене и в публичной деятельности логичны. За два года многое изменилось, нечего и говорить. И он пересмотрел свое мнение по некоторым вопросам, хотя в главном походку не меняет. Например, о благотворительности: если раньше он говорил, что надо делать добрые дела молча, то теперь иногда делает это открыто. Возможно, потому что осознал свое влияние на большую часть общества и считает верным подать личный пример и привлечь внимание к какому-то благому делу или социальной проблеме. Возможно, это попытка хоть немного защититься от хейта - можно гадать, почему, но в любом случае эти изменения вполне объяснимы и открыты. Шоу от первых сольников до сегодняшних тоже изменились: сама сцена, свет, звук, спецэффекты, костюмы, сценография, множество деталей и фишечек. Развитие это видно невооруженным глазом, если ходишь на концерты или смотришь видео. И это вполне закономерно, заработал - вложил, написал - релизнул, придумал - реализовал. Песни пишутся, клипы снимаются, он не собирается останавливаться на достигнутом, хотя мог бы эти два года спокойно ездить по стране с одной программой и не суетиться. Программа актуальная, он востребован. Это и финансово было бы выгодней. Многие так и делают, причем не годами, а десятилетиями - страна у нас большая. Объяснить это могу только внутренней потребностью в творческом развитии и реализации самого музыканта. Да, и заодно этот факт подтверждает то, что он действительно финансово ни от кого не зависит и является своим же продюсером. Любой другой вменяемый продюсер такой роскоши ему бы не позволил. И так аншлаги, нечего баловаться вертолетами и публику лепестками роз осыпать.
- Тексты. Лирические или патриотические - они написаны одинаково, со всеми авторскими стилистическими особенностями, и все они одной, как бы это выразиться, эмоциональной температуры. Логично будет предположить, что создавались они так же одинаково искренне.
- Поведение на публике. Вне сцены он ведет себя естественно и предсказуемо в разных обстоятельствах, образ складывается гармоничный и цельный. Учитывая объем видеоконтента за период более десяти лет - ни одного случая, хоть как-то не вписывающегося в этот образ. Плюс всегда есть стрессовые моменты, которые не срежиссировать и не сыграть - они очень показательны. Микромимика и рефлекторные движения тоже никогда не обманывают и порой могут сказать о человеке гораздо больше, чем он скажет сам. Не буду и я распинаться о том, о каких чертах характера и человеческих качествах они говорят, но они вполне соответствуют образу.
- Народная любовь, от которой, как мы хорошо знаем, до народной же ненависти один его неверный шаг. Для него было бы с самого начала крайне рискованно быть не искренним. Без всяких сомнений, он это отлично понимает и по кредиту доверия платит с большими процентами, чтд.
Я не отрицаю, что артист прекрасно осознает, какое впечатление хочет произвести, и что он делает для этого все возможное. Не пытаюсь по-фанатски пририсовать ему крылышки, не дай Боже - мы все неидеальны, хоть и по-разному. Отлично понимаю, что кому-то он может просто не нравиться, ну вот органическая неприязнь, или его нынешняя популярность сама по себе вызывает отторжение - это нормально, я сама такое чувство испытывала неоднократно. Но в этом случае считаю странным повышенное внимание к его персоне, это как-то отдает мазохизмом. Сам он, кстати, весьма не против даже отрицательного внимания. Есть, конечно, оплачиваемый, целенаправленный хейт, его сразу видно. У меня нет иллюзий по поводу борьбы с ним, я его просто удаляю.
А искренним, бескорыстным и неутомимым хейтерам, травмированным микрофоном в штанах и где-то прочитавшим, что ему в Кремле выдали две песни и отправили по стране давать выкупленные муниципалитетами концерты, могу только рекомендовать изучать матчасть, обращаться к первоисточнику и пользоваться логикой. По крайней мере, будете ненавидеть обоснованно. Или вам надоест. Или передумаете, такое тоже бывает.
В заключение хочу сказать: я давно убедилась, что вот такой громкий патриотизм, но при этом частный и честный - он существует, и его не так уж и мало, как кажется. И он более привлекателен и перспективен, чем казенная инициатива. Яркий тому пример - Гранд-макет «Россия» в Санкт-Петербурге, созданный на чистом энтузиазме и частном финансировании еще в 2011 году. Я наблюдала его развитие с самого скромного начала и могу только радоваться и гордиться тем, до каких масштабов он дорос, насколько он получился живой, гармоничный и уникальный. Очень рекомендую всем, кто его не видел. Особенно детям, дети будут в восторге. Рекламирую совершенно бесплатно и от всей души.