Найти тему
Лахта Центр

ГАРДЕМАРИНЫ ПЕТРА I

16 апреля считается днем зарождения морского образования в России. В этот день в 1722 году Петр I повелел открыть школы обучения морскому делу. В них принимали подданных Российской империи всех сословий и обучали навигации, артиллерии, фортификации, географии. Выпускники становились штурманами, геодезистами, мастеровыми в адмиралтействе. Самые успешные продолжали обучение в Морской академии.
Путь к созданию национальной системы морского (и технического) образования не был простым. Но Петр I не мыслил могущества России без флота. «Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который флот имеет, обе руки имеет», — гласила преамбула Морского устава.
Первыми учителями юного царевича в морском деле стали иностранцы: голландский судостроитель Карстен Брандт, строитель судов «потешной флотилии», а также Франц Тиммерман, наставник в навигационном деле и организатор поездок на верфи Амстердама. Впоследствии число иностранцев в русском флоте приумножалось. Однако Петр I понимал, что для грандиозного проекта создания русского флота нужно как можно скорее перенять иностранный опыт и обучить собственных специалистов.
По указу 1722 года главным условием поступления в школы обучения морскому делу стало подданство Российской империи. Этот день стал поворотным в подготовке национальных кадров для флота и верфей.

«Регламент о Управлении Адмиралтейства и верфи» гласил: «Кто из иноземцев и их детей пожелают учится в Адмиралтействе, те должны прежде присягу учинить в вечное фазальство (прим. — вассальство, подданство); а без этого их не принимать». Иноземцами считались приехавшие из других государств и поступившие на службу, «а которые породились в России и приняли службу, те, яко россияне, почтены имеют быть».
Школы открыли в Астрахани, Казани, Новгороде, Вологде. В 1722 году вице-адмирал Крюйс писал: «По моему мнению, ни одного иноземца в офицеры не надлежит принимать, который не был добрым штурманом или констапелем, понеже здесь и своих русских офицеров довольно есть».
К 1725 году в 23 городах в морских школах обучалось около двух тысяч учеников. К концу царствования Петра I российский флот насчитывал 130 парусных кораблей, а большинство офицеров были выпускниками школ морского дела и Морской академии.

Вместе с тем идея создания собственного флота влекла Петра I еще с 1688 года, когда на воды Каспийского моря был спущен «прадедушка» русских эскадр — трехмачтовик «Орел» — и восстановлен ботик императора в Измайлове. Какие шаги предваряли переход к системному развитию русского флота?

Московский морской путь

Для подготовки морских кадров в 1701 году Петр I учредил школу «Математических и Навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учения». К 1702 году было построено 28 кораблей, 23 галеры и множество мелких судов, в школе обучалось 200 человек. Учились юноши от 12 до 17 лет «из недорослей дворянских детей, дьячих и подьячих, из домов боярских и из других чинов, кто пожелает». Выпускников отправляли в длительные плавания и после экзаменов производили в офицеры. Среди воспитанников — адмиралы Николай Головин, Василий Чичагов, Cтепан Лопухин, мореплаватели Алексей Чириков, Федор Лужин, Михаил Гвоздев, Семен Челюскин, гидрограф Федор Соймонов, географ Иван Кириллов.
В 1703 году была открыта Адмиралтейская русская школа в Воронеже. Учителями туда были направлены выпускники московской школы Афанасий Побегайлов и Петр Фролов. Вместе с ними посланы учебники по арифметике, азбуки и буквари. Первых 90 учеников набрали из драгун. В 1705 году эту школу перевели на Тавровскую верфь и начали готовить мастеров корабельного дела.

Моряки с берегов Невы

На начальном этапе в школах морского дела обучали арифметике, геометрии, грамматике, рисованию, на высшем — географии, астрономии, геодезии, навигации, кораблестроению. Затем учеников направляли на практику на верфи, пороховые заводы, морские корабли.
В 1712 году экзамены принимал сам Петр I, и в результате 26 учеников отправились изучать морские науки в Голландию, 16 — в солдаты Преображенского полка.
1 октября 1715 года навигаторское отделение московской школы указом Петра I было переведено в Петербург, преобразовано в Морскую академию на З00 учеников. Младшие классы оставили в Москве как подготовительное училище при академии.

Не вешать нос, гардемарины

В 1716 году введено воинское звание «гардемарин», переходное от ученика Морской академии к чину мичмана. Летом гардемарины на кораблях уходили в море, а зимой продолжали обучение.
К 1725 году в 23 городах в морских школах обучалось около двух тысяч учеников, лучшие выпускники поступали в Морскую академию.
К концу царствования Петра I Балтийский флот насчитывал 36 кораблей, 16 фрегатов, 70 галер и других судов, более сотни судов насчитывали Каспийская и Воронежская флотилии.
В 1752 году Морская академия указом Елизаветы Петровны была преобразована в Морской кадетский шляхетский корпус и разместилась на Васильевском острове, в 1762-м — переименована в Морской кадетский корпус и переведена в Кронштадт. Павел I в 1796 году вернул Морской кадетский корпус на Васильевский остров. Преемником заведения является Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт на набережной Лейтенанта Шмидта.

Иллюстрация: Е. Е. Лансере. Петербург начала XVIII века. 1906 год, Государственный Русский музей (
https://vk.cc/cuvjBR)

#городпервых