О, всемогущий Интернееет...Как же без него жииить... Да как и раньше жили — весело и интересно.
Вспоминая детство и юность, кажется, что всё то там было иначе, и жизнь, и люди, и даже деревья были выше, а реки шире и полноводнее...
Неизменным осталось лишь одно — наше родное пьянство. И сосед бухарик есть у каждого, и друг, и среди родных есть зависимые, да и сами то, не каждый может похвастаться трезвостью, как я например... А хотелось бы? — И да, и нет...
Быть абсолютно трезвым, тоже задача не из лёгких. И я её, скорее всего, в ближайшие год два, — так и не решу.
А лучше расскажу немного о бабуле, которая спиртное дико не уважала, но прожила всю свою жизнь в окружении пьющих и сильно пьющих людей. Они её так доставали, что от безысходности, она просила Бога забрать её бедную душу к себе. И Он забрал. Бабуля попала под машину, когда переходила дорогу. Через три часа её не стало.
Вера, Верочка — так звали мою бабушку. Она была старшей в семье из шести детей. Отец в ВОВ — пропал без вести. Один брат умер от гангрены совсем юным, и бабуле досталось в жизни сполна — вся семья держалась на женщине, (моя прабабушка) и на маленькой девочке, которой едва исполнилось десять лет.
Образование было неоконченное, в три класса, так как после войны любая пара рук, пусть ещё и неокрепших, была на счету. Бабушка работала на мельнице, и как она рассказывала, всегда была похожа не белое облачко...
Когда Советская держава обрела силу и мощь — бабуля с моим (не родным) дедом перебрались из Тамбовской обл в Подмосковье. Обзавелись благоустроенной квартирой, участком в восемь соток, построили небольшую дачу. А ещё у деда был гараж с мотоциклом Урал. Жили очень хорошо, работали...Вот только общих детей не было. Время шло своим чередом... Дед заболел, и скончался в возрасте 54 лет, от сердечной недостаточности.
Бабушка осталась одна, а главное, совсем незащищённой. Ведь почти все родные, и мама моя в том числе, просто одолевали бабушку своими визитами: Кому картошки надо, кому варенья, кому денег в долг... Это попрошайничество не могло продолжаться бесконечно.
Бабуля терпела, но психологически она была измотана и раздавлена.. Она часто вспоминала своего умершего Колю, и приговаривала: "Скоро, скоро встретимся с тобой, Коленька... ".
На похоронах были все родные (три) сестры бабули и брат дядя Вася. Ещё до того, как бездыханное тело бабушки вынесли во двор, родственники были уже навеселе — пили почти все, кроме одной сестры Олечки.
- Отвлекусь от похорон на описание "портрета" Оли, Божьего человека:
Олечка была мелкого, совсем низенького росточка, но не карлик, поэтому у всех она ассоциировалась, как маленький человечек, почти ребёнок, добрый и немного наивный, от того и звали её — Олечка — и взрослые, и дети.
Жила она долгое время совсем одна. Затем нашелся мужичок. Работящий был, но иногда уходил на неделю другую в запой, и Олечка скрывалась от него, бегая от одной сестре к другой. Так же, перебежками, она выходила на работу, чтобы Петя вдруг не заметил, и не загнал в дом.
С синяками Олечку никогда никто не видел, но бабуля говорила, что он бил её по тем местам, чтоб другие ничего не заподозрили. Видимо это были ноги, и другие части тела, которые скрывались под одеждой.
Помимо всего прочего, у них было большое хозяйство. Я помню двух бычков, поросят, и даже лошадь.
Когда Петя "гудел", помогать Оле по хозяйству ходили многие, в том числе, любившие горячительные напитки родственники... Но после, когда всё налаживалось, и Петя забивал кого - то из животных — мясо быстро раздавалось, и даже часть денег расходились по карманам пьющей родни.. Детей то не было своих и, видимо, у Пети срабатывало чувство вины, что мол, обязан отблагодарить за то, что хозяйство не пострадало во время его "заплыва".
Ну пожалуй, достаточно об этом... Снова в печальный небесный момент..
И вот я в абсолютной трезвости смотрела на всех со стороны и ужасалась, как можно так пить во время горя? Мне было убийственно больно и грустно вдвойне.
И тут, нужно отдать должное Олечке, младшей сестре бабушки, она оглядывала всех своих скорбным детским взглядом, и начинала свои причитания:
— Ой, да ты мояаа сеестреоонка Вероочкаа.. Да на кого же ты нас покиинулааа...и как ты милааая страдаала... Открой же своии глаазкии.. И расскажи кто же тебя обиидеел.. И не молчиии, ты моя роднаая, и как же яа хочу тебя услышааать...
Разумеется, все "растяжения" (протяжность) в пении Олечки, передать трудно и невозможно, но если кто слышал подобное, то эти напевы — действительно "возбуждают" до мурашек и волнительны для души.
В этот трогательный момент, все близкие доставали носовые платочки, а у кого не было, вытирали краем косынки намокшие (вроде бы как) глаза...мужчины шмыгали носами и утирались руковом пиджака.
Это такой обычай, даже если нет слез, надо обязательно плакать. И плакали, и глядели друг на друга, чтобы не пропустить, когда же нужно переставать плакать. А я думала про себя: Хорошо, что хоть кто-то смог отвлечь людей от желания пить дальше.
После похорон, были поминки, с которых я ушла с горечью. Скандалов я не терплю, а они так часто случаются, когда люди не в себе от алкоголя((...Мама моя, напилась тоже, после длительного, в несколько лет воздержания, а напоследок разругалась со своими тетками, и всех выгнала.
- Сейчас, по прошествии стольких лет, часто задаюсь вопросами, может это наши (бесконечные) войны, от которых внутренний мир человека не способен оправиться, это они, каким то образом влияют на сознании людей ещё с детства?
Вот бабуля и Олечка — не пили. У них как будто, был определённый путь "святости". И на этом пути было важно сохранить человеческий облик, сохранить себя, кому-то помочь, и даже передать на сохранение память о другом мире — не идеальном, но трезвым во всех отношениях.
Наверняка у каждого в жизни есть или были такие люди, среди знакомых, друзей, близких, которые просто жили по другому — они терпели своих пьяных родственников, детей, мужей, жён..это печально.
А кто-то и не хотел быть героем терпения и уходил, исчезал и забывал такую родню... И наверное, был прав.
Я благодарна бабуле, что она смогла выдержать такое количество зависимых среди своих близких... Но какой ценой! Не приведи Господи, такие жертвы. Но как часто бывает, кто-то вынужден повторить судьбу своего умершего родственника... Это рок. Судьба. Я стала зависимой, как мама. Но во мне сила терпения от бабушки. И ещё есть свои индивидуальные черты, которые прибудут со мной до конца дней моих.
- Разве я могла тогда подумать, что и меня настигнет Кара Небесная.. Не знаю, за чьи грехи...Наверное, за свои собственные.
Всем добра, чистого неба и благополучия!