Итак, вести с полей. А точных с «Лесных далей» — так называется пансионат, где проходит литмастерская.
1. Очень красивое место. Сосновый бор, река, пляж, птички чирикают. Вдохновляюще! Самое место для того, чтобы писать стихи. Вопрос только, будет ли на них время.
2. Со всеми перезнакомились: с мастерами, с одногруппниками. Одногруппники невероятно похожи на свои тексты. В первый раз увидела это так ярко (может, потому что не так-то часто встречаюсь с теми, чьи книги только что прочитала и в таком количестве разом). А тут девять историй — девять человек. И ты можешь безошибочно сказать, кому какая принадлежит. Удивительно.
3. Фантастическое знакомство с Юлией Гладкой, моей одногруппницей. Мне очень понравилась ее история. (Писала о ней здесь (https://t.me/samokish_sofya_writer/1890)). И она сама оказалась невероятным человеком. От нее так и распространяются вдохновение, энергия творчества, идеи. Она может рассказывать интересности — да так легко (вот это то самое «за словом в карман не лезет»), что кажется, что у нее их нескончаемое количество. За плечами — ролевки в самых разных стилях. Очень интересно будет послушать ее разборы. По крайней мере, то, что мы успели обсудить сегодня на троих перед ужином, уже заставило нас хохотать от точности карикатурных сравнений и меткости образов. 👍😁
4. Маскировка «Эльфами не становятся» под книгу-одиночку прошло на ура: никто не заподозрил, что это вторая часть. Что сказать — план удался! 👌🏻😉😉
День первый. Воскресенье, 14 апреля
Прошли первые два разбора. Ну, что сказать. Круто, ОЧЕНЬ круто. Коллективное бессознательное заработало — энергии хватит на целую электростанцию.
Первой книгой разбирали славянское фэнтези, которое мне, кстати, очень понравилось — да и всем в группе тоже — потому что автор действительно хорошо владеет языком. Но вот тему славянскую подняла совсем недавно. Мария Васильевна по ней, конечно, прошлась как катком — мне даже жалко было оборачиваться на девушку во время замечаний. Но тут ничего не поделаешь — если человек больше двадцати лет потратил на глубочайшее изучение культуры славян, конечно же, её будут цеплять все неточности и шероховатости. Это то же самое, как если б мне сказали, например, что-то неправильное о том, как надо держать флейту или как играть на фортепиано — я бы тоже начала делать замечания.
После этого разбора я поняла одно: НИ НОГОЙ я в славянское фэнтези не пойду. Раньше у меня были мечты (а не замахнуться ли нам на Вильяма нашего...), и я, конечно же, понимала, какой пласт знаний надо поднять и изучить, чтобы это выглядело прилично и мало-мальски достоверно. И я думала, что я даже уже где-то на треть туда углубилась — ну, как же, целую серию Балашова про 12-14 века прочла... Куды там, ага. Специалист доморощенный.
Мария Васильевна рассказала о том, как для своих книг она узнавала:
— как по внешнему виду отличаются мышцы тех, кто привык работать с мечом, и мышцы простого крестьянина, который работает за плугом (это ей нужно было для того, чтобы описать, как девушка, оказывая медицинскую помощь раненому, который представился рабом, увидев его руки, поняла по их виду, что он её обманывает! Потому что фехтовальщики, у которых консультировалась Мария Васильевна, сказали ей, что разница в мышцах у людей, занимающихся с оружием, и у людей, занимающихся просто тяжелой работой, будет колоссальная),
— как играть на лютне (даже сама заказала себе инструмент, чтобы разобраться, и научилась немного играть)
— как плести кружева на челноках (и даже сама пробовала плести)...
...и много чего ещё...
Вот это я понимаю, однако, проработка материала! А! Каково? Вот о такой проработке я вам говорила, когда рассыпалась в восторгах Элиан Джулз — она также серьёзно подходит к своим книгам.
Второй разбор был более мягким — потому что это уже не славянское фэнтези. 🤪Вот тут мы разошлись в выдумках и советах автору, как закрутить сюжет — и придумали изумительный твист. Очень интересно теперь посмотреть, что из наших придумок возьмёт автор и как в итоге допишет свою историю.
Из того, что запомнилось в речи Марии Семёновой:
1. Учите, блин, матчасть... Едет у тебя герой на лошади — она обязательно спросит: А вы сами ездили на лошади, вы представляете, как это? Играет герой на гуслях — а вы видели гусли, вы представляете, как на них играют? А на чём ещё может играть бард? Едят в походе вяленое мясо, которое оказывается на вкус копченым и соленым, и тут же: да я сама вялила мясо, да оно ни разу ни копченое, ни соленое!..
В общем, с вас спросят за каждое действие.
2. Она, конечно, очень кривится всякий раз при упоминании западных сказок и мифов. И не надоели вам, говорит, эти короли, эти фейри, гномы и маги... Неужели охота залезать в колею, по которой проехали уже тысяча и один автор?
Уже боязно представлять, каково ей было читать мою книгу про эльфов. 😅
3. Если в книге герой спасают мир от вселенской беды, то это значит, скорее всего, что автору больше нечего сказать. Глобальной проблемой прикрывается отсутствие более интересного сюжета. Каждый герой должен решать свою локальную проблему, решать свои задачи, расти. А необходимость спасти мир просто ради того, чтобы был какой-то движ, может разрушить всё...
И вот с этим я очень согласна. У меня всегда была на первом плане идея роста героев. Идея духовного саморазвития. А приключения — это средство для достижения героями цели.
Очень было отрадно услышать эту же мысль из уст Марии Васильевны.
Кстати, теперь у меня в библиотеке есть книга с её автографом. Я взяла на подпись её «Лебединую дорогу».
#творческийпроцесс