Гениальнейший человек Ли Куан Ю, премьер-министр Сингапура, отец-основатель «сингапурского чуда», в свое время стал советником по развитию ОЭЗ «Алабуга», дав наставления и мудрые советы по реализации лучшей ОЭЗ в России и Европе.
Ли Куан Ю — премьер-министр Сингапура, человек, чье имя стало символом экономического успеха. Он создал одно из самых успешных государств в Южной Азии, которое превратило Сингапур из нищего города, не имеющего никаких природных ресурсов и жившего на попечении иностранной военной базы, в одного из «азиатских тигров».
Избегая ошибок предков
По молодости отец Ли Куан Ю был ярым посетителем различных игровых притонов, которые в начале 20 века в портовом городке Сингапура располагались практически на каждом углу. Азартный китаец проигрывал абсолютно все, начиная от денег, заканчивая семейной каучуковой плантацией. Разъяренный неудачей отец будущего премьер-министра Сингапура приходил домой и вымещал всю свою злость на жене, избивая ее.
Ли Куан Ю был не раз свидетелем подобного поведения и пообещал себе, что никогда не станет похожим на отца. Будущий «отец Сингапурского чуда» упорно и старательно учился, окончил школу и Раффлз-колледж, который сегодня является Национальным университетом Сингапура. А вскоре поступил в Кембридж и успешно его окончил. Словом, боящийся повторить ошибки отца юноша сдержал слово, данное себе. Его старательность, упрямство и добросердечность помогли ему стать настоящей иконой экономического успеха. Прагматичность и приверженность национальным традициям, твердая воля – были ведущими принципами в его деятельности.
По возвращении на родину после окончания университета Ли Куан Ю стал работать адвокатом, неустанно постигая юридические тонкости. Позднее он стал членом партии «Народное действие», через пять лет – ее генеральным директором, а через следующие пять – премьер-министром страны.
Все это было лишь началом его большого пути. Всем казалось, что молодой юрист отстроит социальное государство, что, безусловно, было естественным для азиатских стран. Однако молодой Ли Куан Ю сам не понимал, в какую сторону будет двигаться правильнее. Но у судьбы были свои планы. Сингапур, входивший на тот момент в Федерацию Малайзии, в 1965 году обрел независимость. Это было сложное время: необходимо было решать огромное количество вопросов — от водоснабжения страны до выбора политического устройства.
И Ли Куан Ю справился. Сегодня мы понимаем, что по-другому быть и не могло, ведь он в течение тридцати лет пребывал в должности премьер-министра страны, а другие семь – в качестве министра-наставника. Накопленный за долгие годы работы опыт, его упорство и целеустремленность, а также талант и энергия помогли Ли Куан Ю при решении сложнейших задач.
Выход из «третьего мира в первый»
Ли Куан Ю был уверен, что вывести страну из статуса «страны третьего мира» в более передовую возможно лишь изменив привычки людей и дав им навыки.
Придя к власти и помня о данном себе обещании не быть похожим на отца, Ли Куан Ю запретил в своей стране играть в азартные игры и завысил цены на алкоголь. На сегодняшний день купить алкоголь в Сингапуре довольно сложно – практически невозможно.
Сингапур особенно сильно нуждался в инвестициях, и поэтому Ли Куан Ю начал свои реформы с того, что пригласил в страну зарубежные компании.
Отец-реформатор считал, что самым эффективным способом убедить инвестора остаться в стране является улучшение дорог: от аэропорта до гостиницы дороги должны быть чистыми и качественными.
Однако иностранных инвесторов привлекали не только красивыми дорогами. Почти 20 лет (с 1968 по 1985 год) отсутствовал налог для нерезидентов на вывоз капитала. К работе на бирже допускали иностранцев. Налог GST (аналог НДС) составляет 7%, и он не обязателен до оборота компании в 4 млн долларов. Налог на прибыль — от 0 до 17% (в первые три года работы — от 0 до 8,5%, далее — выше). Полученный за пределами Сингапура доход налогом не облагается, как и дивиденды акционеров.
Когда дела Сингапура пошли в гору, Ли Куан Ю основательно взялся за борьбу с коррупцией и преступностью. Объяснял он это тем, что Сингапур, не имея никаких природных богатств и ресурсов, должен обрести это самое богатство в виде прозрачности дохода и высокого уровня жизненной безопасности.
Отец-реформатор делал все, чтобы верховенство закона возобладало – это была война не на жизнь, а на смерть. «Отец сингапурского чуда» ради этого посадил своего ближайшего друга, когда узнал, что тот погряз в коррупции. «Начните с того, что посадите трех своих друзей. «Вы точно знаете за что, и они знают за что», — сказал премьер, когда его спросили о том, с чего стоит начать проведение реформ. Коррупция и преступность в Сингапуре быстро сошли на нет благодаря уникальным мерам премьера.
Благодаря Ли Куан Ю эмигрантский мультиэтнический Сингапур стал превращаться в интеллектуальную нацию. Он верил, что «талантливые люди являются наиболее ценным достоянием страны».
Премьер-министр строго придерживался принципов меритократии, согласно которым руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. Это позволило избавиться от коррупции.
«Если снизить официальные доходы министров, то твое жилье обесценится, твоя работа будет под угрозой, твоя безопасность под риском, а наши женщины станут служанками в других странах», – говорил Ли Куан Ю.
Отсутствие в Сингапуре коррупции стало легендарным. Ли Куан Ю очистил страну от взяток, повысив зарплаты и жестоко наказав чиновников.
Ли Куан Ю за короткий срок обрел репутацию борца с финансовыми аферами. Спекулянтов и «прачечников» не жаловал. В кризисный период (1998 и 2008 годов) финансовый рынок Сингапура – практически единственный в мире – почти не пострадал.
Сингапурское правительство внедряло самые горячие идеи, следя за мировыми экономическими трендами. Отец-реформатом был убежденным меритократом: руководство страны отправляло лучших выпускников сингапурских школ учиться в лучшие вузы Британии и Содружества, США, Германии, Франции, Японии и Италии.
«Мы воспользовались расширением мировой торговли, привлекли инвестиции и в течение жизни одного поколения граждан Сингапура перепрыгнули из третьего мира в первый», — с гордостью писал Ли Куан Ю. Действительно, система, созданная в Сингапуре, – инновационный государственный капитализм. Госсектор был куда более преуспевающим, нежели частный бизнес. Правительство Ли Куан Ю досконально анализировало отрасли, в которых готовился технологический прорыв, и диверсифицировало риски. Идеи, которые «не взлетали», оставляли и сосредотачивались на новых вызовах.
Ни для кого не секрет, что сингапурская модель управления является примером для «Алабуги». Об этом заявляет и сам генеральный директор особой экономической зоны Тимур Шагивалеев.
Еще за пару лет до зарождения особой экономической зоны «Алабуга» Тимур Шагивалеев, будучи на тот момент руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению ОЭЗ по РТ, объехал лидирующие мировые особые экономические зоны. Среди них была и турецкая ОЭЗ, и питерский «Форд», и особая зона Сучжоу в Китае, руку к которой приложили сингапурские планировщики, и химическая площадка Джуронг в Сингапуре. Были собраны наилучшие практики, и сегодня применяются в ОЭЗ «Алабуга», которая занимает лидирующие позиции среди всех ОЭЗ России и Европы.
Одну из решающих ролей в формировании ОЭЗ «Алабуга» как раз и сыграл Ли Куан Ю. В течение своей жизни он активно принимал участие при создании особых экономических зон в Индонезии и Китае, поэтому с особым интересом отнесся к созданию ОЭЗ в России.
В далеком 2007 году Ли Куан Ю приехал в новоиспеченную особую экономическую зону «Алабуга». В этот день, как вспоминает руководство ОЭЗ, запускался лифт в административно-деловом центре – это было необходимо, ведь гостя нужно было поднять на 7 этаж. Тогда первым делом господин Ю спросил: «Где будут жить люди, приехавшие в зону работать?» Премьер-министр дал мудрые советы и наставления, предупредив, что не только на развитие промышленности стоит делать акцент, но и еще и на развитие социальной инфраструктуры. Именно поэтому сегодня в «Алабуге» существуют программы арендного жилья, коттеджный поселок, международная школа и несколько современных жилых комплексов.
— Я поражен тем, что вы смогли застроить эту зону в такое короткое время, — поделился тогда впечатлениями Ли Куан Ю. — Это доказывает, что, во-первых, у вас есть желание добиться успеха, во-вторых, есть способности и возможности.
И сегодня, пройдя огромное количество испытаний за долгие 18 лет, «Алабуга» – лучшая особая экономическая зона в Европе.