Российское крестьянство составляло к 1917 году более 80% населения. В основе уклада жизни крестьян лежал церковный календарь, который регламентировал работу, посты и праздники, а также обычаи предков. Патриархальный уклад семьи, в которой хозяином был муж, в обязанности жены входило поддержание семейного очага, рождение и воспитание детей в христианской вере.
В первом зале представлен интерьер крестьянской избы со сложенной по традициям русской печью. Печь была, пожалуй, самым важным элементом дома, его сердцем. Она кормила и согревала. Божница в красном углу и стол.
Здесь можно увидеть чугунки, медную, деревянную и берестяную посуду, разную домашнюю утварь. Шкафы были редкостью, а вот сундуков было много.
Стол застилался чистой скатертью, а на столе могла оставаться только солоница (солонка), так как соль была дорогой. В избе была основная балка — матица и к ней подвешивали люльку для младенцев.
Часто ее накрывали материнской юбкой, отсюда и выражение «под маминой юбкой». Маленькие дети обычно играли в деревянные игрушки. Сорванцов наказывали, заставляя менять лучины, а горели они очень быстро.
Для девочки делали сундук, который она должна была до свадьбы наполнить. А замуж выдавали в 13–14 лет.
Поэтому в 5–7 лет девочке давали прялку и она начинала прясть, училась ткать, шить и вышивать. Прялка состоит из вертикальной части: ножки и лопаски, и горизонтальной — донца, где сидит пряха.
Полотенца, предназначались для икон (убрусы), когда встречали хлебом-солью, принимали новорожденных или провожали в последний путь.
Платки на Руси тоже были желанным и дорогим подарком, так как женщина не могла выйти с непокрытой головой. Сначала платки ткали сами женщины, потом появилось много мануфактур.
Классический размер шали — 2 на 2 метра, меньшего размера — полушалок.
Сани, начиная с XIII века практически не изменились, настолько хорошо были придуманы. Здесь представлены праздничные, свадебные сани. На стене дуги с колокольчиками и прочая атрибутика.
Последний зал представляет одежду крестьянского сословия севера и юга России.
Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка".
Сарафан
Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.
Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.
Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее — расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой.
Понева — мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.
Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник.
Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы.
Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.
Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором.
После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи».
По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус.
После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения.
Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.
На этом же канале посмотрите все наряды деревенских женщин этого музея, на видеоролике.
Жду ваших отзывов и впечатлений, ✍🏻😇❤😊