Зачем волкам вожак

166 прочитали


Интегрирующим началом стаи является его вожак. В роли вожака стаи выступает, как правило, самец. Есть две стороны этой роли – привилегия и лидерство. Последнее выражается в руководстве и направлении активности стаи. Вожак выступает в роли организатора охоты, поднимает стаю с отдыха, направляет ее движение, протаптывает тропу в глубоком снегу. Функцию лидера в определенных ситуациях может выполнять и альфа-самка. Лидерство в разных ситуациях может проявляться в более или менее жестких формах.

Фото из интернета
Фото из интернета

Примером демократичного лидерства может служить описанный Мичем случай, когда вожак вел стаю по льду замерзшего озера, и вынужден был повернуть из-за того, что стая не захотела идти дальше.

При возможности конфликта, доминирование самца проявляется в роли привилегии. Доминант имеет преимущество при кормежке, при выборе места на дневке, партнера по спариванию.

Но именно на вожаке лежит ответственность за благополучие стаи.

«Я выбрал тропу, по которой шли волки. Лапки малышей часто попадали в след одного из родителей, а следы другого взрослого волка оставались «чистыми». Выходило, что один из взрослых волков шел впереди, а другой замыкал шествие. Сзади, судя по большим следам, шел самец – отец семейства. А впереди отряда, исполняя роль разведчика, шла мать-волчица. Именно ей, ее опыту и знаниям, доверила природа в этом трудном для семьи походе, обязанности руководителя. А сила, мощь, живущие в самце, были оставлены пока в резерве – они приберегались на случай жестокой схватки с врагом.

Фото из интернета
Фото из интернета

Волчий отряд шел ровной цепочкой по лесной дороге. Но вот отряд остановился, идущий впереди волк, видимо узнал о какой-то опасности и первым резко свернул с тропы. Следом за ним широкими прыжками покинули дорогу и остальные животные. Так кто же возглавляет стаю? Впереди снова была она, волчица. Впереди опыт, беспокойство за семью, способность предвидеть опасность, умение искать пищу, не только для себя, умение, заложенное природой в животное – мать.

Но вот наступила зима. Глубокий снег лег по тайге. И снова впереди стаи оставалась волчица. Она первой поднималась с лежки, первой осторожно шагала по наезженной дороге, уводя за собой стаю. Анатолий Онегов.

Фото из интернета
Фото из интернета

В таких сплоченных стаях волки не наносят друг другу тяжелых травм, для них характерны высоко ритуализированные столкновения, невысокий уровень агрессии. Характерной чертой этих стай является проявление в конфликтной ситуации отношений лояльности, взаимных уступок, в том числе высокоранговых животных по отношению к низко ранговым. Здесь же наблюдается большое число так называемых «просьб» - неагрессивных сигналов, адресованных волком, не имеющим в данный момент своего куска мяса другому, имеющему. И высокоранговые животные нередко уступают свои куски мяса низко ранговым, разрешают есть им рядом от того же куска или подбирать возле себя обрывки мяса. Наблюдалось и кормление отрыжкой взрослых животных. В таких стаях – семьях все ее члены получают некоторый «прожиточный минимум». При этом животные нормально упитаны в равной степени.

Фото из интернета
Фото из интернета

Вот как описывает роль вожака даже в небольшой стае, содержавшейся в неволе биолог, зоопсихолог Е.Н. Мычко.

«Корсар — здоровый матерый волк. Он вожак стаи, и чтобы убедиться в этом, достаточно на него взглянуть. Вон как выступает: голову держит высоко, смотрит этак сверху вниз, хвост никогда не поджимает. Другие волки, подходя к нему, кланяются, на лапах приседают, хвостами метут, в глаза, упаси боже, не смотрят. Ведь взглянуть в упор — это вызов на бой, а драться с Корсаром дурных нет. Весит он килограммов шестьдесят, так что от его удара грудью противник кубарем катится.
Нет, бывают, конечно, конфликты, если мясо не поделили или кто-нибудь недогадливый вовремя вожаку место не уступил. Вот тогда и бьет Корсар провинившегося корпусом. А если противники встали на дыбы и вцепились пасть в пасть, то сшибает с ног и подминает под себя. Однако стычки такие бескровны, всерьез волки зубы в ход не пускают, и Корсар именно бьет пастью, а не рвет зубами. Вообще, он чаще только изображает нападение. Все это напоминает то ли танец с саблями, то ли бой с тенью, поскольку Корсар подчеркнуто четко демонстрирует каждый элемент атаки, не касаясь противника. Много лет спустя, увидев показательные выступления каратистов, я была поражена сходством этих боевых танцев.

Фото из интернета
Фото из интернета

С волчицами отношения Корсара еще занятнее. По всем канонам от добычи их следует отгонять, пусть докажут, что имеют право на свой кусок мяса. И Корсар честно отгоняет: он страшно рычит, щелкает зубами и делает вид, что вот сейчас убьет! Волчицы столь же честно изображают, как они напуганы грозным видом вожака, что не мешает им подползать на брюхе все ближе. При этом они для красоты и достоверности картины жмурятся и повизгивают, как малые щенки.
В апогее этого спектакля Корсар с громовым рыком отрывает кус мяса и швыряет его в сторону волчицы, дескать, да уйди же, попрошайка, пока не пришиб! Что, собственно, и требовалось доказать.

Так и жила в мире и согласии, во всяком случае по волчьим канонам, эта семья: сам Корсар, трое других волков — Грей, Глот и Виген, и две волчицы — Маня и Даня. У Вигена характер самый легкий и живой, ему всегда хорошо, он приключений на свою голову не ищет. Глот и рад бы в вожаки, но слабо ему против Корсара, впрочем, он и не настаивает. Ну а Грей — лошадка темная, вроде бы и ранг у него после Корсара самый высокий, а вроде бы и нет. Только, кроме Корсара, его никто особо не любит, уж очень он горазд мелкие подлянки втихаря строить».

А вот поведение вожаков на воле, описанное А. Онеговым. «Голодная волчья стая за целый день утомительных поисков добывает к вечеру одного зайца. Один заяц на шесть-семь больших и голодных зверей. Сейчас сверкнут клыки, и вся стая бешено закрутится в жестокой схватке за добычу. Но добыча уничтожается мирно, никто из животных не погибает при ее дележе, и волки, подкрепившись, продолжают путь. Но кому досталась добыча? Взрослому, сильному волку? А что будет тогда с молодыми волчатами, которым надо расти, которые и сегодня, и вчера, наравне со старшими, месили глубокий снег? В этом случае малыши обречены на голод. К волчатам подберется тогда дистрофия, они будут обречены на вырождение.

Фото из интернета
Фото из интернета

Но волки не вырождаются – выходит, щенки получают возможность вырасти и окрепнуть даже в голодные годы. Выходит, им все же выделяют необходимое количество пищи даже от скудного обеда. Откуда же этот рациональный механизм стаи? И как объяснить тогда роль иерархии у волков, для чего она, эта иерархия, если «верховный вождь» не становится хозяином всей добычи. Не для того в стае серых охотников нужна иерархия, чтобы отнять, у собрата помоложе, кусок мяса. Подчинение одного животного другому, менее опытного, менее ловкого и менее сильного более опытному, сильному, ловкому, нужна волкам чтобы проще и точнее организовать охоту, чтобы неожиданнее совершить нападение, скорее привести свою стаю к обильному столу и таким путем лишний раз обойти коварный зимний голод.

Увидев человека, волки бросились в сторону, вскоре они вышли на лесную дорогу, выстроились в цепочку. И тут опять удалось определить, кто возглавляет отряд. После тяжелой зимней охоты, после долгого полуголодного перехода, когда идущему впереди труднее всех – ведь именно он пробивает в снегу тропу для остальных животных – первым идет волк – самец, отец семейства. Наконец потребовались его сила, выносливость, которыми природа наделила матерого самца».

Фото из интернета
Фото из интернета

Кстати агрессия очень нежелательное явление в стае волков и таких агрессоров ждет незавидная участь. Часто их просто изгоняют из стаи, а иногда и уничтожают. Читаем дольше книгу Е. Мычко «Про волков, собак и кошек».

Фото из интернета
Фото из интернета

И вот однажды, когда Корсар заболел и его изолировали, власть в этой небольшой стае перешла именно к такому волку. "И тут-то началось — расцвел наш тихий Грей как маков цвет. Мы и оглянуться не успели, а уж Грей выбился в вожаки, да в какие! Такой себе «фюрер местного масштаба» — другие волки дышать бояться, носом в пол ходят. Чуть что не по Грею — как кинется рвать — только шерсть клочьями полетела! Какие там танцы, какие угрозы — кровь ручьями! Волчицы, и те присмирели, истерики на тему «ах, дайте поесть бедным девочкам» уж и забыли как закатывать. Удалось кость утащить — и то славненько. В общем, показал Грей своим собратьям, что такое серый террор.

Примерно через пару недель решили мы Корсара вернуть к семье: нельзя волку долго быть в одиночестве, это безумием грозит. Запустили его в общую клетку. Как Грей на него пошел! Дескать, не расстанусь с властью добровольно, не быть тебе, братишка, больше вожаком. Корсар по привычке голову поднял, грудь развернул, мол, согласен, давай биться! Так Грей, подлая душа, на честный бой не пошел, он убить соперника задумал. Раз! И впился всей пастью в переднюю лапу Корсара. Тот лапу поджал, не может на нее опереться. Грей его норовит с ног сбить, за вторую лапу пытается поймать! И тут в бой вмешались Глот и Виген, хотя обычно все стычки происходят один на один. Но, видно, сделали ребята свой выбор — с каким вожаком жить.

Фото из интернета
Фото из интернета

Дальнейшее заняло секунды. Глот метнулся сбоку и захватил в пасть ухо и шкуру на шее Грея, а Виген зажал зубами мошонку «братоубийцы». После этого каждый из них сделал один шаг назад. Грей оказался растянут между ними в самой унизительной и беспомощной позиции. Глот и Виген, угрожающе рыча сквозь стиснутые зубы, даже не шагнули еще раз, а каким-то образом намекнули на возможность такого шага.

Тут-то Грей и сломался. Он прижал уши, поджал, как сумел, хвост и тоненько заскулил, прося пощады. Волки разжали челюсти, и недавний вожак тряпкой упал на землю. Он все понял!

Фото из интернета
Фото из интернета

Корсар стоял на дрожащих и подламывающихся ногах, видно было, что ему очень больно. Но когда Глот и Виген подошли, изъявляя покорность и явно радуясь, он нашел в себе силы опереться на прокушенную лапу и поприветствовать свой электорат, как полагается вожаку.

Все вернулось на круги своя: деля добычу, Корсар плясал боевые танцы, Глот и Виген время от времени получали от него «по ушам», но так, чисто символически. Волчицы вспомнили, что приличным женщинам надлежит хоть иногда скандалить и выпрашивать подарки.

И только у Грея жизнь изменилась — он окончательно и бесповоротно оказался на последней ступеньке иерархии. Да и Глот с Вигеном не упускали случая напомнить «узурпатору», где его место».

Хотите узнать еще больше о таких замечательных, высокоорганизованных зверях как волки? Поддержите наш проект на Планете. ВОЛК ИМЕЕТ ПРАВО И ДОЛЖЕН ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ!
https://planeta.ru/campaigns/211086