Найти тему
RuBaltic.Ru

Сохраняя традиции. Беларусь и Россия развивают и синхронизируют системы здравоохранения

Сотрудничество в области здравоохранения является одним из стратегических направлений в рамках Союзного государства России и Беларуси. Медицина — это не только здоровье граждан, но и новые технологии, без которых невозможно успешное развитие современного общества.

Здравоохранение России и Беларуси основано на фундаменте советской медицинской школы, в основе которой лежит система Семашко, предполагающая всеобщий и бесплатный доступ к медицинскому обслуживанию всех слоев населения. Особое внимание в ее рамках уделялось работе по социальной гигиене и профилактике заболеваний. Некоммерческий характер медицины означал ее полное огосударствление. Медицинские учреждения объединялись в иерархически организованную систему, которая управлялась Министерством здравоохранения.

Подобный подход к медицине принципиально отличался от западного, где эта отрасль изначально рассматривалась как коммерческая. Это закономерно приводило к тому, что медицинское обслуживание оказывалось доступно только состоятельным слоям населения.

Так, в США на 2021 год 8,6% жителей не имели медицинской страховки. Это единственная страна с высоким уровнем дохода, где столь значительная часть населения не имеет какой-либо формы страхового возмещения. Кроме того, в США среднее пребывание в больнице составляет 4,8 дня, что намного ниже среднемирового. На 1 тысячу населения здесь приходится 2,8 больничных койки, что также существенно ниже среднего показателя (4,3).

Многие элементы системы Семашко внедрялись и на Западе в рамках идеологии социального государства. Тем не менее и сегодня для многих граждан там доступны только экстренные услуги, а вызов врача на дом является непозволительной роскошью.

Конечно, советская система медобслуживания также имела свои недостатки и сталкивалась с периодическими трудностями — нехватка тех или иных препаратов, низкое качество обслуживания, ненадлежащее состояние самих медицинских учреждений, особенно в провинции.

Поэтому с распадом СССР отечественную медицину пытались реформировать по западным образцам и поставить на коммерческие рельсы. Вера в чудодейственную силу рынка, который все расставит по своим местам и решит все проблемы, была тогда очень распространена.

Тем не менее реформы не затронули самих основ системы. Ее не нарезали и не раздробили на конкурирующие коммерческие компании, а платные услуги стали дополнительным элементом, но не основой системы здравоохранения.

В России здравоохранение в среднем более «коммерческое» и переведено на страховые рельсы. В Беларуси для медицинского обслуживания граждан страховые полисы не требуются. Тем не менее в своей основе обе системы похожи и наследуют старые советские традиции.

В рамках Союзного государства действует соглашение о равном доступе к медицинским услугам для граждан Беларуси и России. Однако расхождения в системах здравоохранения могут приводить к отдельным недоразумениям и отказам от медицинского обслуживания вопреки действующим договоренностям. Это говорит о том, что более глубокая унификация систем здравоохранения остается в союзной повестке.

Существуют и другие нюансы, обусловленные различиями в области системы здравоохранения. Так, в Беларуси проводится достаточно жесткая политика по поддержке отечественных производителей медицинских препаратов, из-за чего цены на многие иностранные лекарства в Беларуси существенно выше, чем в России. Это приводит к своего рода «аптечному туризму», когда граждане Беларуси едут в РФ закупаться лекарствами. С другой стороны, многие россияне отправляются в Беларусь за относительно недорогими коммерческими медицинскими услугами.

В Союзном государстве действует целый ряд программ в области медицины. Например, в сфере фармацевтики налажено совместное производство лекарств, причем речь не только о дженериках, но и о собственных препаратах. Действуют совместные программы по разработке медицинского оборудования, а также по обмену опытом между специалистами в разных отраслях медицины. Активно расширяется сотрудничество в области взаимодействия экстренных служб, медицины катастроф, трансплантологии и других отраслях.

Следует отметить, что разработка и создание собственного медицинского оборудования являются особенно актуальными задачами в свете западных санкций. Отечественная медицина оказалась в критической зависимости от импортной аппаратуры и программного обеспечения, что, без преувеличения, стало настоящей угрозой национальной безопасности как России, так и Беларуси.

Поэтому кооперация в этой сфере жизненно важна.

Существуют и другие серьезные проблемы в области здравоохранения, на которые обеим странам также стоило бы обратить внимание и объединить усилия по их преодолению.

В первую очередь это дефицит кадров и переток специалистов в более высокооплачиваемую коммерческую медицину. С острой нехваткой кадров сталкивается прежде всего провинция, где специалисты предпочитают не задерживаться.

В Беларуси эту проблему пытаются решать при помощи обязательного распределения молодых специалистов после окончания вуза, тем самым воспроизводя старую советскую практику. Однако проблему нехватки кадров это решает лишь отчасти. Кроме того, Беларусь столкнулась с такой специфической проблемой, как массовое переманивание врачей на работу в Польшу.

Таким образом, кооперация в сфере здравоохранения должна оставаться одним из приоритетов Союзного государства. Сотрудничество в этой области не только открывает новые возможности, но и помогает решать текущие проблемы.

Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН