Найти тему
КиноВояж и не только

Настоящий (и очень красивый) полковник Светлана Ишмуратова в откровенном интервью на "КиноВояже"

Красивым женщинам идёт военная форма. Светлана Ишмуратова - легенда российского биатлона. Фото Яндекс.Картинки.
Красивым женщинам идёт военная форма. Светлана Ишмуратова - легенда российского биатлона. Фото Яндекс.Картинки.

Мы встретились с двукратной олимпийской чемпионкой по биатлону Светланой Ишмуратовой в Музее спортивной славы ЦСКА. Сначала – интереснейшая экскурсия по музею, а после нее нам удалось немного поговорить. И, увы, разговор начался с предстоящей Олимпиады, на которой не будет наших спортсменов.

- Давление на россиян началось еще с 2008-х годов, и ситуация все время усугублялась. Но это ничего хорошего не принесёт ни российскому, ни мировому спорту. У наших ребят не будет возможности стать олимпийскими чемпионами. Какие бы соревнования мы ни проводили с приглашением других спортсменов, Олимпиада – это что-то особенное, она объединяет людей из разных стран, это особый олимпийский дух.

Для нас, россиян, победы наших спортсменов важны. Мы всегда болеем за наших, даже если ругаем их за проигрыш. А если победа - как мы радуемся! На следующий день на работе все разговоры только об успехах.

Понятно, что спорт - это мощное политическое орудие. И такое уже было, если вспомнить 80-е годы – американцы к нам в Москву на Олимпиаду не приехали, а мы к ним. Но я считаю, что политика не должна задевать сферу спорта.

Светлана рассказала о том, с каким чувством она стояла на пьедестале в Турине:

- Как в Ваше время ладили между собой спортсмены из разных стран? Были грубости, проблемы?

- Нет, в нашем виде спорта подлостей и грубости не было. Наоборот, когда мы встречались со спортсменками из других стран, на допинг-контроле, например, всегда болтали, улыбались друг другу. Это ведь еще и возможность увидеться в неформальной обстановке, без формы.

Ситуация начала меняться, когда появилась чешка Габриэлла Соукалова. Она известна своими антироссийскими высказываниями.

Светлана Ишмуратова на рабочем месте. Фото автора.
Светлана Ишмуратова на рабочем месте. Фото автора.

- Чем Вы занимаетесь сейчас?

- Я являюсь заместителем начальника ЦСКА по военно-политической работе. В ЦСКА есть спортивные школы, в которых занимаются ребята до 18 лет и пять спортивных рот. Две спортивные роты находятся в Московской области, по одной в Севастополе, Самаре и Санкт-Петербурге. Попадают в них ребята, являющиеся кандидатами в сборную. Здесь у них есть возможность не прерывать карьеру, продолжать тренировки и выступление на соревнованиях. Моя задача – организовать военно-политическую работу с этими ребятами через начальников команд. Также занимаюсь работой с допризывной молодежью – в нашем Музее спортивной славы ЦСКА проводим встречи с олимпийцами, космонавтами, различные мероприятия. Очень много общественной деятельности .Работа мне нравится, ситуация ясна, кстати, моему сыну тоже скоро 18 лет.

О Музее спортивной славы ЦСКА Светлана может рассказывать часами:

- Он пошел по Вашим стопам?

- Нет, хочет стать врачом, будет поступать в медицинский.

- Как обстоит дело с социальной адаптацией спортсменов после окончания карьеры?

- Плохо, если нет никого рядом, кто бы протянул руку помощи. В один прекрасный день ты заканчиваешь спортивную карьеру и понимаешь, что теперь ты с жизнью один на один, в какую бы дверь ты ни сунулся, все закрыты. Ты нужен пока ты бегаешь. Некоторые спортсмены начинают даже пить от безысходности…

- И сейчас так? Ведь сегодня государство очень заботится о спортсменах, уделяет им много внимания.

- Не все спортсмены получают много внимания от государства. Проблема существует, и она очень острая. Поэтому на встречах с детьми я всегда говорю: «Учитесь, развивайтесь. Если мозги будут, свой путь всегда найдете, как бы ни сложилась спортивная карьера».

- А как было у Вас?

- Мне повезло. Был небольшой вакуум после Олимпийских игр, и я тогда еще не понимала, заканчиваю я карьеру или нет. В это время у меня появился молодой человек, хотелось семью, ребенка, мне было уже 34.

У нас в Челябинской области был очень хороший губернатор, Петр Иванович Сумин. Он по-отечески относился к спортсменам, мог просто так сам позвонить. Он очень поддержал меня в тот момент.

А потом в Златоусте началось строительство спортивного комплекса имени Светланы Ишмуратовой. И это был кошмар. Комплекс строили очень долго! Как-то еще во время строительства меня пригласили в оружейную комнату, где хранится оружие. И вот вижу, стоят новые оружейные кабинки, а по ним течет вода, они уже ржавые. Мне так стало обидно, я же понимаю, что ни один спортсмен свою винтовку туда не отдаст. Винтовка – это как часть тебя.

Но в итоге спорткомплекс построили, и здесь отдельная благодарность губернатору Челябинской области Текслеру А.Л., провели лучшую Спартакиаду-2024 по биатлону, теперь там тренируются молодые ребята. Для меня самое приятное, что на его открытие приехали замечательные спортсмены, мои кумиры, земляки. Шестикратная олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Лидия Павловна Скобликова, четырехкратный олимпийский чемпион Александр Иванович Тихонов, олимпийская чемпионка Наталья Анатольевна Снытина. И златоустовцы не подвели, несмотря на то, что было минус 17 с ветром, народу было очень много, трибун не хватало.

- Вы так нежно говорите о винтовке. Расскажите о своей винтовке.

- Винтовка - это как твой орган. Ты с ней живешь, ты ее холишь и лелеешь. Приходишь с тренировки – первое дело укрыть винтовку. Не самой раздеться, а винтовку правильно уложить.

- У Вас все эти годы была одна винтовка – ее ни разу не меняли?

- Можно сказать одна. Если к оружию правильно относишься, с ним ничего не произойдет. Ее надо лелеять, беречь. К своей винтовке привыкаешь. Каждая винтовка – это как отпечатки пальцев, они все разные. Не дай бог случится вздутие, тогда ствол надо менять. Все движения, которые мы производим на рубеже, выполняются на автоматизме. Если что-то меняют, мы начинаем сбиваться, необходимо заново привыкать. Сбился на долю секунды в начале – в конце это уже 3-4 секунды.

- Где сейчас Ваша винтовка?

- Я ее сдала, возможно, она теперь у кого-то другого. До сих пор помню номер - 966206. Один раз на границе мне таможенник говорит: «Три шестерки, несчастливый номер». А я думаю: «Как он может так думать! Да она у меня самая счастливая. Сейчас она услышит и обидится …»

- Расскажите какой-нибудь момент из спортивной карьеры, который на всю жизнь запомнился.

- Наверно, это 2002 год, эстафета. Это были мои вторые Олимпийские игры. На первых в Нагано я сильно заболела и не смогла выступить. Относилась к эстафете очень ответственно. В команде были Ольга Медведцева, Галина Куклева, Альбина Ахатова и я. Мы начали, и так получилось, что одна из нас схватила штрафной круг и когда мне передавали эстафету, я думала, что все пропало. Но, принимая эстафету, понимала, что такое могло случиться с каждой из нас. Ведь и раньше, когда такое случалось, у нас в команде никто не говорил резких слов, наоборот все поддерживали. Никто не застрахован от таких неудач.

А тут мне стало так горько! Мы – седьмые, шансов на медаль нет. Я еду и сама с собой разговариваю: «Сколько можно позориться! Как я приеду домой, как я соседям в глаза взгляну! А что скажет папа? Какой же стыд! И этот стыд еще по телевизору на всю Россию показывают!» А сама бегу и кого-то обгоняю. Ну, мало ли кого! И дальше бегу, корю себя. А никакой информации о ходе гонки у меня нет. Перед рубежом твержу себе: «Ты тут еле ползешь. Хоть не опозорься – стрельни нормально». И отстреляла хорошо. Мчу дальше и понимаю, что финиш скоро. И вдруг смотрю, а впереди только две девочки – немка и норвежка. И я их вот-вот догоню! А уже финиш, мне надо передавать эстафету!

Так мне стало обидно, думаю, мне бы еще кружочек, да я бы их! Как немцев в Великой Отечественной! Как французов под Москвой! В общем, пришла третьей. И наша команда взяла бронзу. Это была выстраданная победа, долгожданная медаль и я так ее запомнила!

- Вы вспоминали папу. Он Вам помог в спортивной карьере?

- Если бы не папа, не знаю, была бы я жива. В очень раннем детстве я сильно болела и, впоследствии даже хотела стать врачом, потому что от долгого общения с врачами ты сам хочешь стать таким, как они. Они лечат и избавляют от боли. А мне было очень плохо. У меня часто была пневмония, астматическое осложнение. Меня кололи антибиотиками, иголки втыкали и в голову, потому что все вены были исколоты. Слабость, дисбактериоз. А я малюсенькая не могла ходить, больше ползала.

Спас меня спорт. Отец забрал меня из больницы, несмотря на протесты врачей. Мама его не поддержала, боялась что не выживу. А он был лыжник и меня поставил на лыжи. А я и стоять не могу, падаю. Вся укутанная, в «пяти» шапках, «десяти» пальто. Он меня сначала привязывал к себе на веревку и так мы ехали на лыжах. Я падаю, плачу, но еду. Сначала было очень тяжело, а потом я втянулась, пошла на поправку. И в 7 лет меня сняли с учета у врача. Это была такая радость!

- Какие чувства Вы испытывали на пьедестале почета?

-Я была на пьедестале и одна, когда победила в индивидуальной гонке, и с командой. С командой, конечно, впечатления ярче. Помню, когда нас награждали в Турине, была огромная площадь, заполненная болельщиками из разных стран. И вот начинает играть наш гимн… Захотелось слезу кинуть. Но думаю, ни за что не заплачу, я же сильная, а плачут только слабые. И вот, в тот момент, когда заиграл гимн, все болельщики сняли головные уборы. Это было потрясающе: понимать, что это уважение к твоей стране и твоему труду.

- Часто мы видим по телевизору, как спортсмены пробегают дистанцию, проходят финиш и падают на колени. Кажется, сердце остановится. А Вы тоже падали после финиша?

- Я никогда не падала, не опускалась на колени. Это некрасиво. Девчонки в команде, всегда старались хорошо выглядеть на гонке: глазки, губы подкрашивали. Для нас это важно.

На индивидуальной гонке на олимпийских играх мне очень тяжело далась трасса, и последние метры я плохо соображала. Уже не могла толкаться, просто перекатывалась с ноги на ногу, чтобы не упасть. А у самой мысли: где же красная финишная линия? И история вспомнилась, отец рассказывал, как один спортсмен бежал марафон и когда до финиша осталось несколько метров, развернулся и побежал обратно. Думаю, а вдруг и я поверну обратно? Потом другая мысль: на лыжах так просто развернуться не получится!

И вот я финишировала, еле стою на ногах. Только бы не упасть! Палки подставила под руки и висела на них минуты две. Судья финишного коридора мне кричит, чтобы я ушла, а я двинуться не могу, выдохлась, устала. А там другие девчонки прибегают, надо освобождать финишный коридор. Минуты две постояла и только потом смогла отойти. Но на колени не опустилась.

- Вы так хорошо выглядите, такая стройная. Диета, спорт?

- Раньше я все время боролась с лишним весом, только и слышала от тренера: «Света, хватит жрать.» А сейчас нет никакой диеты, и спортом заниматься некогда. Спасает зарядка. В молодости во время спортивных сборов питалась, как получится, не до разносолов, ела, что Бог послал. Пока выкарабкивалась из болезни, была худая, но отец мне постоянно твердил: «Ешь, ешь» И я начала есть! В подростковом возрасте была пухляшка. Тренер говорил: «Слышим, земля трясется, это Ишмуратова с горки летит!» В столовой тренеры мне не разрешали есть. Так я просила девчонок взять хлеба, а в сумке - мамина баночка варенья. Так вместо того, чтобы есть здоровую пищу, я ела нездоровую.

Но мне очень повезло с тренерами. Замечательный тренер по лыжам Задонский Валентин Николаевич. Он тренировал нашу экспериментальную команду и вот результат: из четырех человек двое стали заслуженными мастерами спорта по биатлону. Валентин Николаевич научил меня работать, анализировать, писать планы, подгонять их под себя.

- Вас не тянет на тренерскую работу?

- Нет, потому что я понимаю, чтобы сделать из ребенка чемпиона - я должна его ограничивать. А современные дети ограничиваться не хотят, терпеть это не могут. Нужна жесткая дисциплина, ведь биатлон – тяжелейший вид спорта. В спортивной жизни несколько тренеров было, одни добрые, вторые очень злые. Но я им всем благодарна, особенно злому благодарна, потому что с ним прошла школу выживания.

- Сейчас у нас есть подрастающее поколение в биатлоне? Будущие чемпионы?

- Поколение есть, но мы не знаем, как оно будет выглядеть на фоне команд из других стран. Есть девчонки очень хорошие, но вопросов много.

И добрые пожелания в конце беседы:

- Что бы Вы хотели сказать нашим читателям?

- Занимайтесь физической культурой и спортом на протяжении всей жизни и, пользуясь случаем, хочу пригласить всех в наш Музей спортивной славы ЦСКА. Мы всегда рады гостям – и детям, и взрослым. Вход в музей бесплатный. Обязательно приводите детей – им будет очень интересно узнать, какая славная история у нашего советского и российского спорта, какие невероятные люди – наши чемпионы!

Ольга Михайлова, ведущая телеграмм-канала про литературу. Подписывайтесь на мой канал https://t.me/literaturomania